Женская доля

Средней петербурженке 43,8 года, «средней россиянке» - 42,1 года. Это не «она» моложе, это «мы» чуть солиднее, тем более что в целом живем дольше: у петербурженок ожидаемая продолжительность жизни - почти 79 лет, в среднем по России - чуть больше 77 с половиной. При рождении мы в меньшинстве: в Петербурге на «тыщу» девчонок, по статистике, 1213 ребят, и в возрасте до 30 лет мужское население еще перевешивает, но совокупно «женская доля» в нашем городе - 54,8%. Больше только в Москве, Московской области и Краснодарском крае.

Женская доля | ФОТО Александра НИКОЛАЕВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Александра НИКОЛАЕВА/ИНТЕРПРЕСС

Потомство на потом

На самом деле девочек сейчас рождается меньше. Спокойно, это не «к войне»: мальчиков - тоже меньше, в этом смысле мы вполне в европейском русле. Замруководителя «Петростата» Виталий Скогорев приводит статистику: в 2016 году в Петербурге родились 72 тысячи детей, а в 2017-м - 66,5 тысячи. В ближайшие годы урожайность не повысится: в «семейный» возраст вошли рожденные в девяностых, тоже, мягко говоря, неурожайных.

Реже рожают те, кто моложе 20 лет и 20 - 24-летние, зато увеличивается доля «молодых мам» среди 30 - 49-летних. И существенно: раньше среди рожавших доля 46 - 49-летних была 0,3%, теперь - 1%. А доля 35 - 39-летних среди «молодых мам» возросла до почти 52% (было - 33%).

Директор Биобанка СПбГУ Андрей Глотов напоминает о том, что, скажем, у женщины старше 39 лет вероятность родить ребенка с синдромом Дауна - один к ста (у более молодых - в семь раз меньше), однако ободряет тем, что в Петербурге удается «существенную долю тяжелых заболеваний предсказать» - а значит, с помощью ЭКО в весьма зрелом возрасте можно уверенно родить здоровое чадо.

Глотов предвидит еще одну тенденцию, которая уже закрепилась в Европе: сдать биоматериалы - и откладывать родительство, пока «не дозреешь». Как признается Андрей Глотов (ему нет сорока, зато есть трое детей), за биобанки он, конечно, рад. Но предлагает гражданам, откладывающим потомство на потом, представить, каково растить спиногрыза в 60-летнем возрасте.

В 2015 году в Петербурге провели микроперепись населения. Женщин в возрасте 18 - 44 лет спрашивали, в частности, сколько детей, полагаете, у вас будет? И сколько хотели бы, если бы обстоятельства благоприятствовали?

При всех необходимых условиях (хороший уровень жизни, беспроцентная ссуда на жилье, материнский капитал, детсад, гибкий график работы и т. д.) меньше половины опрошенных (46%) хотели бы двоих детей. 15% - троих. 30% все равно хотели бы только одного. А если не мечтать, а планировать сообразно реальной ситуации, то 41% дам ограничится одним ребенком, 43% - двумя и только 8% решатся на троих.

Правда, можно равняться на Сахалинскую область: там, по словам Ольги Безруковой, доцента факультета социологии СПбГУ, несколько лет назад власти налегли на матпомощь мамам 18 - 24 лет: дескать, чем раньше - тем больше. Раньше родят первого - быстрее подоспеет второй, и так далее. Рождаемость в регионе возросла, и значительно: предложенная «подушка безопасности» скомпенсировала неуверенность в будущем.

Однако сотрудник СПбГУ психолог Наталья Ходырева на подобные образцы не сильно уповает:

- Экономическое стимулирование не гарантирует качество социализации детей. Важно ориентироваться на рождение детей у состоявшихся, психологически зрелых женщин. Чтобы у нас потом не были детдома заполнены до отказа.

Папа - может

- Женщина - одна из ведущих трудовых сил в стране, - комментирует Ольга Безрукова. Ученая очень тактична, если учитывать, что «ведущих трудовых сил» всего две и дамы среди всех работников России составляют более 56%. Это притом что еще уходят в декретный отпуск.

По исследованиям СПбГУ, «отцовский отпуск» (он у нас вообще-то с 1992 года прописан в законах) поддерживает половина опрошенных петербургских родителей. Но если присмотреться - 60% опрошенных женщин против того, чтобы доверять мужчине такую миссию.

- У женщин консервативные установки, притом что мы говорим все-таки о Петербурге с его в целом продвинутыми взглядами, - комментирует Ольга Безрукова.

Причина - и в том, что средняя зарплата женщин на 30% меньше, чем у мужчин, - значит, уйди в отпуск папа, семья потеряет больше (пособие - 40% от зарплаты). И в том, что, по данным исследований, от 60 до 70% женщин сталкиваются с нарушением их трудовых прав: в целом отношение к матери - как к «нелояльному работнику». Однако, уточняет Ольга Безрукова, и «сами женщины имеют распространенные негативные установки в отношении отцов: будто мужчины - эгоисты, некомпетентные в воспитании детей».

В то же время мировые исследования показывают: «отцовский отпуск» чрезвычайно положительно сказывается и на детях, и в целом на семье. Австралийские тесты показали: в семьях, где и папы уходили «в декрет», дети оказались более развиты, чем те, где папа только зарабатывал и не усердствовал с воспитанием.

Притом что, по словам Натальи Ходыревой, в последние 15 лет «появилось действительно много сильных независимых женщин», которые уже с недоумением смотрят на депутатские предложения «порегулировать» рождаемость и прочие личные дела, сильно изменилась «конфигурация гендерных ролей» (по исследованиям, около 80% мужчин считают себя хорошими деятельными отцами), все равно перевешивает «старинка».

- Почему в XXI веке в ситуации рыночной экономики у нас так высок уровень гендерных стереотипов? - задается вопросом Наталья Ходырева.

Ну в том числе и потому, что СМИ и рекламный рынок этому способствуют, считает она. Начиная с призыва соответствовать отфотошопленным гламурным образцам - заканчивая вот хоть недавним конфузом с рекламным роликом к 23 февраля. В нем мужчина вытаскивает из багажника связанную зареванную барышню и заставляет ее закапывать носки как символ задолбавшего уже традиционного подарка к «мужскому дню». Активистки намерены обратиться в прокуратуру: по их мнению, ролик «провоцирует одобрительное отношение к насилию над женщиной».

Наталья Ходырева считает, что шутка шуткой, но обилие подобных художеств действительно «снижает планку чувствительности» - происходит «эффект нормализации насилия», и стоит ли удивляться, что и в третьем тысячелетии большинство женщин адаптируются к тому, к чему бы не стоило, и считают, что «я сама виновата».

...Бытует представление, что женщин во власти немало и, значит, действительно «сама виновата», раз приложила руку к действующим законам и, стало быть, такому положению вещей. Ольга Безрукова утверждает: представление устаревшее.

Женщин в исполнительной и законодательной власти гораздо меньше, чем было в 1990-х и начале 2000-х. «Роль женщин в политической повестке снижается - может, поэтому они становятся активнее в частной сфере», - предполагает социолог. Она с симпатией смотрит на опыт европейских стран, где введено квотирование мест во власти. А что? Нас - большинство.

#женщины #Россия #статистика

Комментарии