Справится ли транспортная система Петербурга с болельщиками мундиаля?

До открытия ЧМ-2018 осталось меньше месяца. Власти Петербурга уверяют: транспортная инфраструктура города полностью готова к испытанию большим футболом. Все объекты, строившиеся к чемпионату мира, уже сданы либо будут сданы в самое ближайшее время.

Справится ли транспортная система Петербурга с болельщиками мундиаля? |

Отремонтированы вокзалы. Обеспечена дополнительная транспортная безопасность. Создана доступная среда для инвалидов. Улучшена система информирования пассажиров. В «Пулково» открыт отдельный терминал для болельщиков...

Сколько будет гостей (в дополнение к традиционно немалому их числу в высокий туристический сезон), сказать пока трудно. Опыта нет: Россия в первый раз в своей истории станет страной - хозяйкой мирового чемпионата по футболу. Но уже очевидно: время с 12 июня до 16 июля будет для горожан непростым. Прежде всего - в плане передвижения по привычным маршрутам.

- Все разговоры об игнорировании чемпионата иностранными болельщиками - не более чем озвученное желание ряда политиков, но никак не действительность, - отметил на недавнем брифинге в Петербурге директор транспортной дирекции ЧМ-2018 в РФ Кирилл Поляков. - Реальные болельщики на политику не ориентируются.

ФИФА ведет жесткую билетную политику, создавая равные возможности всем и не давая никакого приоритета россиянам, местным жителям городов-организаторов. Отсюда большая, чем прогнозировалось ранее, миграция, говорят организаторы ЧМ. Многие болельщики намерены прилетать чартерами на каждый матч, а после сразу возвращаться домой. Это также создаст дополнительную нагрузку на внешний транспорт. Соответственно, нашей транспортной системе требуется дополнительная подстройка.

За время чемпионата между одиннадцатью городами - организаторами ЧМ нужно будет перевезти не менее 3 млн человек (55 - 60% - самолетами, 35 - 40% - по железной дороге и 5 - 10% - автотранспортом).

В авиакомпаниях на рейсы между городами, в которых пройдут игры чемпионата мира, предусмотрено порядка 1,5 млн билетов (около 800 тыс. уже забронированы или выкуплены). Росавиация совместно с авиакомпаниями разрабатывает дополнительные рейсы по наиболее востребованным направлениям, а на существующие воздушным перевозчикам рекомендовано ставить суда большей вместимости.

РЖД плюсом к регулярному расписанию движения пустят 734 дополнительных поезда более чем на 448,1 тыс. мест. Они будут ходить между Москвой, Петербургом, Казанью, Сочи, Калининградом, Ростовом-на-Дону, Самарой, Нижним Новгородом, Саранском и Екатеринбургом.

Хабом станет Москва. Это значит, что большая часть поездов будет отправляться из российской столицы, но курсировать они станут и между городами: Саранск - Екатеринбург, Казань - Саранск, Самара - Нижний Новгород, Сочи - Ростов-на-Дону и так далее.

- Мы практически весь современный подвижной состав РЖД забрали, - говорит Кирилл Поляков. - Сейчас рассматриваем возможность на некоторых маршрутах (в Петербурге, Москве, Сочи - там, где есть вокзалы с удлиненными платформами) еще увеличить количество вагонов. Уверен: всех болельщиков мы перевезем.

К матчам в Петербург будут прибывать 130 дополнительных поездов из Москвы, Сочи, Казани и Нижнего Новгорода. И 138 составов отправятся из северной столицы в эти города.

Бесплатный проезд железнодорожным транспортом к местам проведения матчей Россия гарантировала болельщикам в своей заявке в ФИФА. Один билет на матч дает право проезда гостю чемпионата до города его проведения и обратно (а также бесплатное перемещение внутри города в день игры на общественном транспорте по футбольным маршрутам).

- Как показывает статистика, Петербург является одним из самых популярных направлений по бронированию мест в бесплатных поездах, - отмечает директор Транспортной дирекции ЧМ-2018. - Более 74% мест на такие поезда уже забронированы. Мы предполагаем заполняемость бесплатных поездов на уровне 90%.

Но не случится ли с этим бесплатным сервисом ситуация в духе «собаки на сене», как это уже было в мировой практике при проведении масштабных соревнований? Например, на ЧМ-2002 в Японии автобусы из Токио в Осаку уходили пустые: болельщики, забронировавшие в них места, не явились, а люди, которые хотели попасть на матч, не могли в них сесть.

Да и первый наш пробный опыт по организации бесплатного проезда во время проведения матчей Кубка конфедераций был не безоблачен. Тогда на бесплатные поезда было оформлено более 60 тыс. билетов, отправлено 262 дополнительных состава (заметим, это обошлось федеральному бюджету более чем 600 млн рублей). Из них всего 23 поезда могли похвастать загрузкой более 90%, 71 - свыше 75%. Из направлений наиболее загруженными были Петербург - Казань (средняя загрузка поездов - 47%) и Москва - Казань (40%). В среднем же бесплатные поезда во время Кубка конфедераций были загружены всего на треть. А маршрут Петербург - Сочи оказался и вовсе практически не востребованным болельщиками из-за длительности пути. В купе, подготовленных для маломобильных граждан с их сопровождающими, были перевезены всего-то 20 человек...

- Да, на Кубке конфедераций заполняемость поездов была не очень высокой - на то были объективные и субъективные причины, - признает Поляков. - Были и ошибки, но мы их учли. Например, в прошлом году поздно начали оформлять билеты, за два месяца до начала кубка. Многие болельщики к тому времени уже выбрали для себя какой-то вид транспорта и приобрели билеты. Другие бронировали себе место в бесплатном поезде, но в итоге предпочитали другой путь.

К ЧМ-2018 услуга «отказаться от проезда» была максимально упрощена, поясняет глава Транспортной дирекции.

- Примерно за две недели до отправления поезда будем высылать по электронной почте посадочные талоны с возможностью отказаться от места. И тогда оно достанется следующему, кто нажал на кнопку «оставить заявку». У нас уже есть факты отказа, когда люди выбирают другой вид транспорта или другую дату, решив, например, задержаться на три-четыре дня в Сочи или Петербурге. Дальше таких будет еще больше, - отмечает Кирилл Поляков.

В дни чемпионата мира 126 сотрудников Транспортной дирекции будут работать на трех железнодорожных вокзалах Петербурга - Московском, Витебском и Ладожском, куда станут прибывать бесплатные поезда. Они помогут сориентироваться приезжающим в наш город любителям футбола.

Разработан также транспортный гид болельщика - сайт и мобильное приложение для смартфонов с операционными системами iOS и Android. В нем будут отражены все ключевые маршруты передвижения болельщиков с геопозиционированием. При запуске приложение распознает местонахождение владельца гаджета и выдаст подробный маршрут до стадиона либо фан-зоны (в этом случае необходимо будет нажать на надпись «Фан-зона») на бесплатном транспорте.

Все разработанные Транспортной дирекцией сервисы, а также сотрудники колл-центра и помощники на вокзалах помимо русского разговаривают на всех официальных языках ФИФА - английском, испанском, немецком и французском.

13 мая на нашем стадионе прошел последний тестовый матч. Что-то вроде генеральной репетиции, но с другим количеством и составом участников. На наш стадион пришли в основном петербуржцы, тем не менее пустой «шаттл» исправно «крутился» в «Пулково» и обратно, выстаивая время на предполагаемую посадку-высадку пассажиров. Тоже тренировался: в июне-июле это будет самый востребованный футбольный маршрут.

- В некоторых городах стали очевидны изъяны - например, пересечения потоков пешеходов и автомобилей, - рассказывает Поляков. - А в других уже через 40 минут после финального свистка можно было снимать все перекрытия движения. В Петербурге это время затянулось из-за послематчевых мероприятий, но и тут уже через 50 минут мы чашу стадиона полностью разгрузили, через два часа начали снимать с маршрутов «шаттлы» - все болельщики были вывезены. Вместе с коллегами из комитета по транспорту и Центра транспортного планирования будем еще анализировать итоги тестовых матчей, разбираться, где были задержки «шаттлов». Скорректируем маршруты, чтобы минимизировать время вывоза болельщиков. Оптимальную структуру их транспортировки и схему перекрытия движения в Петербурге с 1 июня выложим в свободный доступ, чтобы болельщики и горожане могли заранее планировать маршруты и план своих действий во время чемпионата.

В ТЕМУ

«Пропуском» в бесплатный поезд являются билет на матч и Fan-ID, то есть паспорт болельщика. Необходимо предварительно выбрать маршрут, поезд и место в вагоне, сделать заявку и получить на электронную почту посадочный талон. Возле железнодорожного турникета будет стоять дежурный, проверяющий наличие этих документов.

Бесплатный проезд в дни матчей (в Петербурге - 15, 19, 22, 26 июня, а также 3, 10, 14 июля) будет организован также на автобусах-«шаттлах», в метрополитене, на всех маршрутах пригородных электропоездов, а также на автобусных маршрутах № 39Э, 43, 49, 128, 158 и трамвайных маршрутах № 19 и 48. Документы болельщиков нужно предъявлять кондуктору или контролеру. Турникеты с контролерами будут работать и в метро - на тех станциях, которые входят в футбольный маршрут.

Все автобусы, задействованные в перевозке болельщиков, будут отмечены специальными стикерами Free ride - «бесплатный проезд».

Бюджет города-организатора впоследствии выплатит перевозчикам компенсации в том объеме, в каком те оказали транспортные услуги, то есть исходя из количества перевезенных «бесплатных» болельщиков.

Материал был опубликован в газете под № 091 (6200) от 24.05.2018 под заголовком «Везет тому, кого повезут».

#ЧМ по футболу 2018 #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 091 (6200) от 24.05.2018.


Комментарии