Весна на постном масле

Приснились блины. С пылу с жару, кружевные, аппетитные... Сон подружке рассказала с толкованием вполне объяснимым, радостным: «К Масленице!». Подружка радости моей не разделила, брови нахмурила, выдала: «Значит, масло подсолнечное еще подорожает».

Весна на постном масле  | От солнечного цветка до янтарной капли.<br>ФОТО Артема ГЕОДОКЯНА/ТАСС

От солнечного цветка до янтарной капли.
ФОТО Артема ГЕОДОКЯНА/ТАСС

Уж куда дороже?..

Эксперты рынка растительных масел не припомнят такого рекордного взлета цен на самое ходовое – подсолнечное — масло, случившегося в прошлом году. Динамику их роста в торговой рознице Петербурга можно отследить по выборочным данным Петростата. Цена за килограмм: январь 2015-го – 97 руб. 51 коп. (плюс 12% к декабрю 2014-го); апрель – 106 руб. 25 коп. (плюс 22,1% к началу года); сентябрь – 108 руб. 61 коп. (плюс 24,8% к началу года); декабрь – 119 руб. 77 коп. (плюс 37,6% к началу года).

Только в нынешнем январе розничная стоимость подсолнечного масла немного стабилизировалась на средней отметке 120 рублей 88 копеек. При этом эксперты не дают никаких прогнозов на ее сохранение и тем более на снижение цены. Дело в том, что сейчас на переработку начинают идти семечки прошлогоднего урожая. А его себестоимость из-за падения рубля и продовольственной инфляции оказалась в два – четыре раза (в зависимости от региона) выше урожая-2014.

Стоимость «подсолнуха» не может сохранять постоянство еще и из-за неизменно высокого потребительского спроса. И особенно в ближайшие два месяца. В следующий понедельник, 7 марта, начинается Масленая неделя. Редко кто традиционные блины печет на дорогом оливковом масле или, наоборот, на дешевом маргарине. В этом деле без подсолнечного ну никак...

Потом будет Великий пост. С подачи маркетологов мы уже знаем: спрос на «подсолнух» во время Великого поста стабильно высокий. И этим спросом вовсю пользуются игроки подсолнечного рынка, стараясь удержать цены на выгодных для себя, любимых, отметках.

Кстати, подорожание майонеза тоже объясняется ростом цен на основной его ингредиент – подсолнечное масло. Удорожание маргарина и спредов раньше объяснялось тем же. Но с тех пор как в маргаринах и спредах «подсолнух» заменили на пальмовое масло, заметного роста цен в этом сегменте масложирового рынка не произошло. За тем редким исключением, если в продукции по-прежнему используется натуральное подсолнечное масло.

Между тем наша страна даже в кризисные годы остается одной из ведущих «подсолнечных» держав мира. Ну не можем мы допустить иного, если культурный масличный подсолнечник сформирован именно в России. Лучшее тому свидетельство – возделывание в Америке сортов российской селекции, таких как «Русский мамонт», «Русский гигант» и «Русский великан».

«Я миленка целовала/ А он щелкал семечки...»

Хотя сама культура подсолнечника пошла как раз из Америки. У индейских племен 4 – 5 тысяч лет назад был такой же солнечный цветок, из мелких (подчеркнем: мелких!) семян которого можно было «давить» масло. Тяжело, конечно, предположить, что индейцы жарили на нем картошку, скорее масло использовалось как священная жидкость для ритуалов, заодно – в лечебных целях.

В Европу подсолнечник привезли известные «поставщики индейских технологий» – испанцы. В Испании его и начали культивировать. В итоге семечки стали крупнее, и масляная их отдача – выше. Но в стране, где рекой льется другое масло – оливковое, подсолнечное стало не более чем побочным развлечением маслоделов.

Основную заслугу в завоевании подсолнечным маслом Европы приписывают себе англичане. Именно они запатентовали технологию производства масла и наладили его промышленное производство.

В России подсолнечник долгое время выращивали «для семечек» – полузгать, пощелкать. Сотни частушек на эту тему сложили. Ну и для красоты, конечно, как декоративное растение. Но вот в начале XIX века смекалистый мужичок Дмитрий Бокарев, крепостной графьев Шереметевых, в Воронежской губернии запустил саморучно сконструированный отжимной станок. С его помощью было получено масло из подсолнечных семян. Через четыре года появилась первая маслобойка на конном приводе, а в 1865 году – первый маслобойный завод. Первыми большими полями с подсолнухами отметились также соседние с Воронежской губернии.

Активизировались селекционеры – вывели подсолнухи с семечками-гигантами. Известный в те времена американский ботаник Чарльз Хейзер озвучил всему ученому миру свою точку зрения: «Быстро распространившись в Европе, наибольшего успеха культура подсолнечника достигла только в России».

Подсолнечное масло считается классическим для России, Украины и некоторых других бывших советских республик. А также для Аргентины, с которой у нашей страны давнее соперничество на рынке подсолнечного масла. Но круг покупателей этого вида растительного масла куда шире, чем может показаться на первый взгляд.

Экспорт подсолнечного масла Россия начала 180 лет назад – в 1835 году.

Сегодня крупнейшие импортеры российского «подсолнуха» – Турция и Египет, на них приходится почти половина объема, который поставляет Россия. Время от времени высокий спрос на наше масло демонстрирует Индия. Постоянный спрос на «подсолнух» есть у Казахстана, Узбекистана, Киргизии, а также у ряда европейских стран – Голландии, Италии, Испании, Греции.

Столь большой разброс стран-покупателей объясняется широким спектром использования «подсолнуха». Понятно, что в «оливковых» Италии, Испании, Греции заправлять салаты подсолнечным маслом не будут. Хотя знающие люди утверждают, что некоторые тамошние производители оливкового масла добавляют в него подсолнечное. А Турция покупает много подсолнечного потому, что активно занимается его реэкспортом.

Но чаще наше масло, попав в нетрадиционные для него страны, используется в консервной, фармакологической и косметической промышленности, в лакокрасочном и подобных ему производствах, не связанных с пищевой отраслью.

На пальмовом «подмесе»

И все-таки ценовая политика в «подсолнечном» сегменте рынка определяется не только себестоимостью исходного сырья, операторами оптовой и розничной торговли. Многое зависит от того, по какой технологии выработано масло, залитое в бутылку. Ведь каждый технологический этап в переработке исходного сырья добавляет свою условную «копейку» в стоимость конечного продукта.

Другими словами, чем больше переработки, тем дороже продукт. И – парадокс! – тем ниже его биологическая ценность.

Пройдемся по этим этапам.

Сырое подсолнечное масло, его еще называют «первым отжимом», – масло, которое подвергают только фильтрации. Поэтому оно самое полноценное, с ярко выраженным вкусом семечек подсолнуха. В универсамах и супермаркетах такое масло практически не встречается. В Петербург его доставляют из южных регионов России от маслоделов-частников. Продают на сельскохозяйственных рынках и ярмарках.

Нерафинированное масло имеет специфический, свойственный подсолнечному маслу вкус и запах, без посторонних привкусов и горечи. Такое масло очищают частично – отстаивают, фильтруют, гидратируют и нейтрализуют. Имеет чуть меньшую ценность, чем сырое.

Рафинированное масло – прозрачный продукт с отсутствием «подсолнечного» вкуса и запаха, с пониженной биологической ценностью.

Дезодорированное масло – продукт с полностью удаленными ароматическими веществами. С потерей специфического запаха масло во многом теряет и свою биологическую ценность. Зато продукты, которые готовятся на нем, сохраняют свой собственный вкус. И срок хранения самого масла увеличивается в три раза.

Вымороженное масло получают путем удаления природных воскоподобных веществ (воск придает подсолнечному маслу мутность). Если масло подвергалось «вымораживанию», то его наименование дополняется словом – смотри этикетку! – «вымороженное».

Какое же масло брать? Думайте сами, решайте сами...

Рафинированное больше подходит для выпечки и жарки. Оно не пенится и не «стреляет» на сковороде, не имеет резкого запаха и горького привкуса.

В салаты же многие гурманы предпочитают добавлять «настоящее» – ароматное и натуральное.

Надежнее всего – иметь в загашнике небольшую (0,5 г) бутылочку нерафинированного и бутылочку (900 г) дезодорированного.

...Слухи о том, что производители «бодяжат» натуральное подсолнечное масло низкосортным пальмовым, как говорится, имеют место быть... Правда, ни один контролирующий орган не подтвердил и не опроверг их.

Определить «на глазок» фальсификат невозможно. Между тем доморощенные химики научились различать пальмовый «подмес». При попадании такого масла на варочную панель конфорки после остывания образуется плотная пленка белесого цвета, которая плохо удаляется моющими средствами.

ВАЖНО

* Нерафинированное подсолнечное масло холодного отжима можно хранить 3 – 4 месяца. Нерафинированное масло, полученное горячим прессованием, – до 10 месяцев.

* Срок годности рафинированного подсолнечного масла – 1 год.

* Температура хранения масла – от плюс 5 до плюс 20 градусов.

* Необходимо избегать контакта масла с водой и металлами.

* Нерафинированное масло лучше всего хранить в стеклянной посуде.

* При всей пользе подсолнечного масла (выводит из организма холестерин, участвует в образовании клеточных мембран, помогает работе мозга) не следует им злоупотреблять. Дневная норма не более 30 граммов.

Скидки

Супермаркеты «Перекресток» удерживают относительно низкую цену на свиную лопатку охлажденную (1 кг – 189 руб.), одновременно установив скидки на другие изделия из свинины. Свинина духовая охлажденная подешевела на 31% (1 кг – 199 руб.); лопатка для запекания – на 26% (1 кг – 289 руб.); окорок – на 22% (1 кг – 219 руб.). Есть скидки на большой ассортимент колбасных изделий.

* В универсамах «Полушка» стабильно низкой остается цена на молоко «Буренкино» (жирн. 1,5%, 900 г – 29 руб. 90 коп.) и на творожную массу с ванилью (жирн. 23%, 180 г – 27 руб.

90 коп.). На 24% подешевели сливки «Домик в деревне» (жирн. 10%, 200 г – 30 руб. 90 коп.); на 14% – сметана «Домик в деревне» (жирн. 10%, 330 г – 46 руб. 90 коп.) и ряженка «Большая кружка» (жирн. 2,5%, 720 г – 53 руб. 90 коп.).

* В гипермаркетах «Карусель» по-прежнему привлекательная цена у товара-новинки – тушки кеты потрошеной охлажденной – 299 руб./кг. Под скидочные же акции попали: пикша – 26% (1 кг – 169 руб.); сом – 23% (1 кг – 169 руб.). Дешевле на 37% стала кета слабосоленая, филе-кусок (250 г – 129 руб.); на 36% – форель слабосоленая, филе (200 г – 159 руб.). Икра форели сбросила с прежней цены 26% (150 г – 399 руб.).

* В универсамах «Спар» можно сэкономить на хлебобулочных и сладких мучных изделиях. На 32% там подешевел хлеб «Старорусский» в нарезке (300 г – 29 руб. 90 коп.); на 24% – хлебцы «Финские» зерновые (280 г – 31 руб. 90 коп.); на 20% – батон «Традиционный» (1 кг – 44 руб.). Сдоба «Венская» в ассортименте стала дешевле на 37% (180 – 200 г – 42 руб. 90 коп.); набор пирожных «Картошка» – на 36% (360 г – 79 руб. 90 коп.).

ДАННЫЕ ИЗ КАТАЛОГОВ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ ПО СОСТОЯНИЮ на 27.02.2016



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 034 (5651) от 29.02.2016.


Комментарии