Велосипедизатор на коне
До сего момента редкие голоса выражали осторожные сомнения в необходимости всеобщей велосипедизации (да простят нас читатели за это словцо). А уж противники процесса и вовсе сидели молча. Оно и понятно: мощное велосипедное лобби прямо-таки задавало тон в комитете по развитию транспортной инфраструктуры и объявило велосипедизацию магистральным направлением. Но вот у велоскептиков появилась некоторая поддержка в лице Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ). Ее специалисты достаточно определенно заявили, что устройство велосипедных дорожек на проспекте Луначарского (от Выборгского шоссе до проспекта Культуры), а также на Пискаревском проспекте (от проспекта Металлистов до проспекта Непокоренных) проводится без должных согласований и разрешений. Самовольно! И это уже стало причиной повреждения защитного оборудования трассы газопровода.
ФОТО Андрея СУХИНА/ИНТЕРПРЕСС
Ответим фейком на фейк
Однако символично. Все эти разговоры о том, что велосипед поможет разгрузить городской транспорт от людей, а улицы - от машин, что он оздоровит население, привели к какой-то велосипедной вакханалии - без руля, без ветрил и, похоже, без глубокого анализа реальных потребностей и возможностей.
Начиналось все, как глобальный фейк. То бишь лукавство или, грубо говоря, фальшивка. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры взялся за дело (за добычу бюджетных денег на велосипедизацию) в 2013 году. Тогда, как потом неоднократно пришлось слышать, комитетские спецы проанализировали температурные карты беговой активности интернет-ресурса Strava Global Heatmap: якобы эти карты показывали, какими именно маршрутами чаще всего передвигаются по городу велосипеды.
Звучит-то как! От инновационности дух захватывает! Правда, в реальности, чтобы тебя, велосипедиста, отразила карта Strava Global Heatmap, нужно, чтобы ты установил на своем смартфоне соответствующее приложение, влился, так сказать, в систему. Правда, точно так же велосипедист (бегун, ходок, роллер, скейтбордист, «самокатист»...) может установить любое другое приложение из десятков существующих в мире аналогов и, соответственно, отразиться на другой карте с другими улицами и переулками.
Почему была избрана именно Strava? И как можно было с ее помощью определить наиболее активно используемые маршруты? Любой, кто откроет эту карту, увидит лишь густую сеть синих линий, совпадающую со всеми петербургскими улицами и даже... железнодорожными путями.
Ну да ладно: наверное, кто-то в комитете отличается особо зорким глазом - увидел то, что иным не под силу. В соответствии с этой картинкой и нарисовали на карте Петербурга маршруты первых пяти велодорожек. И выложили их на интернет-ресурсы для всеобщего изучения, осмысления и голосования. Произошло это чуть больше года назад.
И интернет-сфера такого наголосовала! По информации КРТИ, за два дня поступило 600 тысяч обращений. И все за маршруты, которые пользователи Strava (если верить КРТИ) вообще проигнорировали: за «Петербург - Ломоносов» - 224 тысячи, за «Петербург - Колпино» - 244 тысячи, за «Петербург - Зеленогорск» - 178 тысяч. В комитете небезосновательно решили, что такого не может быть, потому что не может быть никогда. И не стали брать в расчет итоги голосования, заявив, что это результат работы нескольких человек, умеющих «набивать голоса» с помощью нехитрых интернет-приемов.
Таким образом, была продолжена работа над проектированием и прокладкой пяти «стравовских» маршрутов. Тем более что к тому времени уже и бюджет под них был выделен: чуть меньше 135 миллионов рублей.
Вдоль по-над зеброй
«СПб ведомости» не Strava. И предпочитают верить собственным глазам, а не виртуальным картам. Поэтому и были предприняты три «экспедиции», целью которых было понаблюдать за веложизнью на уже проложенных маршрутах: на Введенской улице (часть кольцевого маршрута по Петроградской стороне), на Пискаревском проспекте и проспекте Луначарского (те самые участки, которые соорудили без ордеров ГАТИ).
Приходится сказать сразу: из трех выбранных участков лишь один - на Пискаревском проспекте (да и то только по кромке Пионерского парка и парка Сахарова) - имел право именоваться велодорожкой.
Правила дорожного движения (между прочим, федеральный документ) дают четкое и понятное определение: «Велосипедная дорожка - конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов».
«Конструктивно»! Значит, дорожка - это то, что обособлено, ограждено, а не просто нарисовано. Нарисовать белую полоску на проезжей части или на тротуаре тоже можно. Вот только называться это будет не «велосипедной дорожкой», а «полосой для велосипедистов». Соответственно, и статусы разные, и сметы на их оборудование.
Велодорожка вдоль обоих парков на Пискаревском проспекте отделена газонами от двух широких пешеходно-колясочных дорожек - не перепутаешь и не собьешься. Отличается она и новеньким асфальтом и свежей разметкой. И через каждые 50 метров - дорожные знаки с изображением велосипеда. И - пустота. За час, в течение которого журналист «СПб ведомостей» прогуливался вдоль дорожки (22 сентября с 14.00 до 15.00), здесь проехали... три велосипедиста. Между прочим, был знаменательный день - Всемирный день без автомобиля, который, как говорят, особо почитаем петербургским велосообществом.
Гораздо оживленнее оказалась полоса для велосипедистов на проспекте Луначарского. За час прогулки от проспекта Энгельса до Муринского парка (23 сентября с 15.00 до 16.00) мимо пронеслось более 30 великов. Им отдана примерно половина тротуара: нанесли на асфальт двойную сплошную, на одной стороне начертали фигуру пешехода, на другой - велосипед, вот и все. В некоторых местах пешеходная часть и велосипедная внезапно меняются местами. Но, кажется, участники здешнего движения этого вообще не замечают, как и двойную сплошную. Просто ходят и просто ездят, где получится и как получится: закладывают виражи, обгоняют, объезжают коляски и киоски.
Кстати, про киоски. Забавную картинку можно увидеть на проспекте Луначарского около остановки «Улица Руднева»: велополоса здесь... проходит под киоском «Пресса», а полоса для пешеходов - под «Шавермой» и под павильоном остановки, а на двойной сплошной - ларек «Овощи». Причем торговые точки здесь появились отнюдь не в последние дни. То ли их «не заметили» при проектировании велополосы, то ли рисовали велоразметку в надежде, что когда-нибудь торговлю отсюда уберут. Что думали про грядущую судьбу остановки, неизвестно.
Но особенно поучительной оказалась «экспедиция» на Введенскую улицу. Здесь на проезжей части начертана велополоса, которая начинается от станции метро «Крестовский остров», идет по Морскому проспекту, по Петроградской и Большой Зелениной улицам, потом по Введенской и упирается в Кронверкский проспект.
За час (24 сентября с 16.30 до 17.30) на перекрестке Большой Пушкарской и Введенской улиц появились 42 велосипедиста. Их движение отличалось такой хаотичностью, что не всякий раз можно было решить: считать иных пользователями велополосы или нет. Так, почти половина из них, доехав вместе с потоком автомашин до перекрестка, не останавливались на красный свет, а сворачивали на зебру, мгновенно превращаясь из транспортного средства в пешехода, и дальше следовали уже по тротуару. Многие, наоборот, спрыгивали с тротуара, как только автомобили получали зеленый сигнал. В общем, где можно было, там и ехали... даже если было нельзя.
Еще одно наблюдение: велосипедистки - загляденье! Все как на подбор, как будто сошли с постеров, посвященных всеобщей велосипедизации: радостные улыбки, уверенная посадка, развевающиеся локоны... И ни одной - в шлеме! Из 42 посчитанных велосипедистов в тот день и в тот час на Введенской улице в шлемах оказались двое унылых неулыбчивых граждан средних лет, которые, очевидно, и без велополосы всю жизнь ездили по ПДД. Остальным ни полоса, ни ПДД не указ.
Ждем, когда кончится мода
Рисковые они все же ребята, эти велосипедисты - смелые, активно заявляющие о своих правах на городское пространство. Их боятся автомобилисты и опасаются пешеходы. Не знаешь, чего от них можно ожидать: они могут внезапно вывернуть из-за угла, лихо подрезать легковушку, раздвинуть колесом толпу прохожих. И с ними пока не связывается полиция, потому что не знает, к какой категории их причислить.
Всем известны правила поведения пешеходов и водителей. Что такое хорошо и что такое плохо, знают все. Для велосипедистов эти откровения еще только формулируются. Кое-какие правила уже созрели и вступили в силу в середине нынешнего года. В основном они крайне размытые и невнятные. Велосипедистам разрешается ездить исключительно по велодорожкам. А если велодорожек нет, то строго по велополосам. А если и этого нет, то обязательно по правому краю проезжей части... Или по тротуару. Ну а если и тротуара нет, то и по обочине сойдет.
Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или по пешеходной зоне подвергает опасности или создает помехи для иных участников движения, он обязан слезть с велика, стать пешеходом и двигаться по правилам для пешеходов. Правила дорожного движения - пункт 24.6. Вроде однозначно! Но неясно, что именно подразумевается под «подвергает опасности» и «создает помехи»!
Правда, в ПДД начали появляться и более внятные положения. Во всяком случае пересекать дорогу по пешеходным переходам возбраняется, сворачивать налево с велополосы нельзя, как и разворачиваться на дорогах с трамвайным движением. Что касается шлема, то в ныне действующих вело-правилах ездить без застегнутого шлема запрещено пока только водителям мопедов. Однако велосипедисты, которые так рьяно и организованно борются за место под петербургским солнцем, могли бы так же организованно подумать о собственной безопасности. Да и о безопасности других.
Велосипед только на первый взгляд выглядит безопасным транспортным средством, которое нам «строить и жить помогает». В реальности он может быть так же страшен, как и любой твердый предмет в руках агрессивного, неумного или невнимательного человека. И Петербург уже понял это. Летом в Шуваловском парке погиб шестилетний мальчик. Белым днем, как рассказывали, он кормил в парке белок, когда на него налетел разогнавшийся велосипед.
Да и сами велосипедисты гибнут на дороге. По данным самого же интернет-сообщества «ВелоПитер», в 2015 году в городе погибли двое, а в 2016-м - четверо. В 2015 году зарегистрировано 346 ДТП с участием велосипедистов. Это рекорд последних лет. И - странное дело - он достигнут именно тогда, когда речи о всеобщей велосипедизации зазвучали особенно громко и часто. В прошлом году количество ДТП, к счастью, снизилось - 247 случаев. Но, разумеется, легче от этого не стало.
Иной раз хочется, чтобы побыстрее прошла мода - на фильм, на роман, на идею. Тогда в спокойной обстановке, без истерии можно проанализировать реальную ценность и того, и другого, и третьего.
В Петербурге о развитии велодвижения пока говорят надрывно. То и дело слышны слова о революции, о прорыве, о сломе устоявшихся правил и традиций. В таких условиях, наверное, мало кто воспримет такое, например, заявление: Петербург не Копенгаген, а мегаполис; и здесь велик не альтернатива городскому транспорту, а спортивный инвентарь, служащий для хорошего и здорового отдыха... в парке, на стадионе или во дворе.
Между тем в городе уже говорят о необходимости перевыполнить план по велосипедизации. На одном из последних велосовещаний в Смольном замдиректора Городского центра управления платными парковками и перехватывающими автостоянками (эта структура реализует еще и программу создания велоинфраструктуры) Полина Кибирева сообщила, что в ближайших планах - организация велодорожек на набережной реки Фонтанки от Гороховой улицы до Старо-Петергофского проспекта, на проспекте Художников, на улице Глинки, Театральной площади, на проспекте Римского-Корсакова...
В общем, все больше и больше, все шире и шире. Ну а тот, кто заметит, что, мол, хорошо бы посмотреть, как работают уже существующие полоски, и проанализировать риски, кто попытается поговорить о правилах и контроле, тот, скорее всего, получит жесткий отпор, клеймо ретрограда и гонителя велопрогресса.
Комментарии