Уйди, старушка, я в печальке...

Позавчера были выборы. Вчера – подсчет голосов. Сегодня обещали объявить результаты... Только не думайте, что мы о дне единого голосования. Мы о других выборах. Сегодня станет известно, какой сок больше всего любят наши соотечественники.

Уйди, старушка, я в печальке...  | РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

Голосуй, а то не выпьешь

Обо всем по порядку. Три года назад Россия присоединилась к международной инициативе празднования Дня сока. С подачи отечественного Союза производителей соков было решено отмечать этот день ежегодно в третью субботу сентября. Но только в нынешнем году еще в преддверии праздника на «соковых» порталах Интернета союз запустил открытое голосование за любимый вкус.

Было предложено одиннадцать вкусов. Начиная от яблочного и апельсинового, включая клюквенный и черничный. Не упуская из внимания овощные – томатный и морковный. При этом про безумно полезный тыквенный почему-то забыли.

Подспудно предполагалось, что участники голосования назовут не только любимый вкус, но и производителей (или бренды). Будут среди них, надо думать, все широко известные «сады» России – и «Фруктовый», и «Любимый», и «Придонья». Отметятся «Моя семья» и «Тонус», J7, «Добрый» и «Сочный»... Не будет только «Печальки». Ее зарегистрировать не успели.

Про эту самую «Печальку» – отдельной строкой. Нынешним летом компания «Вимм-Билль-Данн» – известный производитель молочных продуктов – объявила о намерении зарегистрировать в России свой новый бренд «Печалька». Соответствующие документы были поданы в Роспатент. Под такой торговой маркой компания пожелала выпускать соковую продукцию и ряд других своих товаров.

«Печалька» – это интернет-мем, широко распространенный на просторах Рунета. Брендирование товаров популярными хештегами (выражениями) нынче в моде. Считается, что сей маркетинговый ход должен привлечь внимание потребительской аудитории к продукции. Но – упадническая «Печалька»?.. Большинство экспертов предполагают, что «Печальку» фирме, входящей в американский концерн PepsiCo, навеяли продовольственные санкции.

Любителям же соков печальку давно навевают цены. По данным статистических служб, стоимость соков и нектаров на потребительском рынке России за год увеличилась в среднем на 60%. При этом на продукцию экономкласса – на 35%, премиум подорожал на все 100%. Маркетинговые же службы утверждают, что спрос на соки и нектары снизился более чем на треть от прошлогодних объемов продаж. И именно из-за удорожания товара.

По статистике, в России производится более трех миллиардов литров соков в год. Однако производство и потребление – не одно и то же. Выпиваем мы все вместе взятые чуть больше двух миллиардов литров. Лидеры «по выпиванию» – столицы. Среднестатистический москвич, по утверждению аналитиков, потребляет 25 литров соков в год, петербуржец – около 23. Для сравнения: в Германии на каждого бюргера ежегодно приходится 42 литра соковой продукции. В Голландии и США уровень потребления еще выше – до 50 литров в год.


Отжим прямой и... косвенный

Крупнейшим игроком на рынке соковой продукции в России остается компания PepsiCo, на которую приходится более 40% объема производства. Доля другого крупного игрока – компании Coca-Cola – 24%. Третий по величине производитель – компания «Сады Придонья» с долей 9%. Все прочие «доли» делят между собой двести небольших предприятий, разбросанных почти по всем регионам России. Шесть таких предприятий есть в Ленинградской области.

«На рынке соков и нектаров 95% – продукция отечественного производства», – гласят отчеты маркетинговых служб. Однако из отечественного сырья производится не более 10% этого объема. Все остальное – из сырья импортируемого. Причем не из свежих плодов, а из концентрированного сока.

Для многих до сих пор загадкой остается информация на этикетке: «100% натуральный сок. Изготовлен из концентрированного сока». Рассуждения примерно такие: «Если продукт натуральный, при чем здесь концентрат?» Попробуем разобраться.

Итак, 100-процентные натуральные соки можно разделить на две группы:

* соки прямого отжима,

* восстановленные из концентрированного сока.

В первом случае их получают путем отжима из свежих или свежезамороженных фруктов, овощей, ягод и консервирования с помощью тепловой обработки (пастеризации или стерилизации). Срок хранения непродолжительный – от 20 дней до 3 месяцев. Условия хранения жесткие. Стоимость конечного продукта высокая. В питерской торговой рознице нынешняя стартовая цена одного литра такого сока – 90 рублей.

Когда-то это были соки исключительно импортного производства. Теперь их производит «Сады Придонья» – национальный продовольственный агрохолдинг, в собственности которого тысячи гектаров плодовых насаждений. Правда, «жмет» Придонье в основном яблоки, груши и ягоды – ни апельсины, ни бананы, ни ананасы там не растут.

Теперь – о соках, восстановленных из концентрата.

Сам концентрат делается так: из сока прямого отжима при пониженном давлении в вакууме выпаривают жидкость, получается густой сироп – концентрат. Этот продукт удобно хранить и транспортировать в любую точку планеты.

Технология восстановления в общих чертах такая. Концентрат нагревают в течение 30 – 40 секунд до температуры 100 – 110 градусов, выдерживают 3 – 4 секунды, а потом за 30 секунд охлаждают до комнатной температуры. В «распаренный» концентрат вливают ровно столько чистой воды, сколько раньше выпарили. Получается 100%-ный сок, по вкусовым характеристикам и содержанию полезных веществ ничем не уступающий натуральному.

Кстати, концентрированные соки не придумка наших современников. Их умели получать еще древние римляне.

Сегодня концентрированные соки в Россию поставляют Бразилия, Аргентина, Китай, Турция. А также страны Евросоюза. Да-да! Плодоовощные концентраты под продовольственные санкции не попали. Иначе рухнул бы весь российский соковый рынок. В этом сегменте вариант импортозамещения слишком слаб. А по фруктовой экзотике вообще невозможен.

Но печалька в том, что платить России за импортный концентрат приходится растущими долларами и евро. И потом закладывать эту плату последовательно в оптовую и розничную стоимость готового продукта...


Персик для Сибири, томат – для «летунов»

Потребительскую аудиторию соковой продукции пристально изучала исследовательская компания «Маркет Аналитика». И вот что выяснила.

При выборе сока в магазине потребитель в первую очередь обращает внимание на производителя (бренд), состав (натуральность) и упаковку. Семейное положение тоже оказывает определенное влияние – чем больше семья, тем активнее она потребляет соковую продукцию. Кроме того, в семьях с детьми до 16 лет соки покупают чаще, чем в семьях без детей.

Среди возрастных групп наиболее активными потребителями являются подростки от 10 до 15 лет, наименее активными – люди старше 55 лет. Это объясняется тем, что пожилые покупатели часто ограничены в средствах и не считают сок продуктом повседневного потребления. Общий итог: самая массовая группа потребителей – мужчины и женщины 25 – 45 лет; семьи с детьми в возрасте от 4 до 11 лет.

Что касается вкусовых предпочтений, то на протяжении многих лет наиболее популярными вкусами остаются апельсиновый и яблочный. Замыкают тройку мультифруктовые соки.

Кстати, пару лет назад в наши предпочтения влезли иностранные социологические службы, чтобы узнать, насколько наши вкусы отличаются от европейских. Узнали: россияне больше всего любят яблочный сок (17,5%), европейцы отдают предпочтение апельсиновому (38,5%). На втором месте в России стоит апельсиновый сок (13%), а у европейцев фруктовые смеси (20%). При этом открылась «аномалия»: у жителей Сибири на третьем месте не мультифрукт, как у большинства россиян, а... персик.

В довершение к сибирской «аномалии» социологи наткнулись на совершенно необъяснимую тягу российских авиапассажиров к томатному соку. Хотя, если уж честно, бортпроводники российских авиалиний давно «рассекретили» это явление. Томатный сок – не столько питие, сколько... еда. Томатом до подачи более серьезного перекуса («Что желаете? Мясо, курица, рыба?..») пассажиры заедают стресс, коим сопровождается любой перелет.

В следующем году у российского томатного сока промышленного производства юбилей.

История его такова. Нарком пищевой промышленности Анастас Микоян, с интересом отслеживавший пищевые новинки в других странах, в 1933 году отправил в США целый десант инженеров и технологов, чтобы те разузнали, каким образом из помидоров получается очень вкусный и полезный «жаждоутолитель».

Вернувшись домой, спецы приступили к монтажу нового оборудования, а потом к обкатке технологии производства томатного сока на консервном заводике в станице Крымская Краснодарского края. И вот в 1936 году советский народ получил возможность попробовать и полюбить новый продукт – сок из помидоров.

...Какое место займет томатный сок в нынешнем выборе потребительских пристрастий, узнаем уже скоро. А через неделю вернемся к томатно-помидорной теме.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (5548) от 21.09.2015.


Комментарии