Свет Рембрандту

Руководитель одного из крупнейших производителей электрической и тепловой энергии в Северо-Западном регионе «ТГК-1» Алексей Барвинок и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский подписали документ о продолжении сотрудничества по сохранению культурного наследия и развитию знаменитого музея. В ближайшей перспективе энергетики, как и в минувшие годы, будут оказывать содействие Эрмитажу в разработке и развитии проектов освещения на постоянных экспозициях в основном музейном комплексе и Главном штабе, в открытых хранениях реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня» и в реставрационных лабораториях.

Свет Рембрандту |

Когда-то Зимний дворец стал первым зданием в России, которое начали освещать электрическим светом, для чего здешние люстры и светильники, предназначенные для свечей, были переделаны под электрические лампы. Чтобы оценить масштаб работ, достаточно представить, что в Концертном зале одновременно можно было зажечь более 2,5 тысячи свечей. В Гербовом зале было более 3,5 тысячи свечей.

Из-за такого количества горящих свечей во время больших балов даже в огромных помещениях Зимнего дворца стояла невыносимая духота. Особые неудобства свечи доставляли дамам, роскошные платья которых приходили в негодность от копоти и свечного сала. Появившееся электрическое освещение в дворцовых интерьерах производило оглушительное впечатление.

В наши дни музейные работники особенно ревностно следят за правильным освещением залов, привлекая в помощники энергетиков. Так, компания «ТГК-1» сотрудничает с главным музеем Петербурга с 2015 года. Основная миссия энергетиков - освещение постоянных экспозиций и фасадов здания Эрмитажа. Силами специалистов энергетической компании в Эрмитаже была модернизирована схема освещения в самых важных и проблемных залах.

Новый свет появился в Романовской галерее, Золотой кладовой, зале Пуссена, на экспозиции «Русская культура второй половины XVIII века», Комендантской лестнице, в читальном зале Научной библиотеки, на постоянной экспозиции «Музей российской гвардии» в здании Главного штаба.

«Начинали с самых темных залов с точки зрения общего освещения и видимости картин, - рассказал Михаил Пиотровский. - Одним из самых сложных участков стал зал Пуссена, где проблема была даже не в недостатке освещения, а в его неудачном направлении. Свет из окон создавал блики и мешал посетителям рассмотреть картины. Теперь мы можем регулировать направление света каждого отдельного светильника и выстраивать индивидуальный световой сценарий для каждой картины».

«Современная подсветка старейшей галереи, где представлена живопись Нидерландов, дала большой эффект для восприятия, - делится впечатлениями экскурсовод музея Светлана. - Раньше при дефиците естественного света, особенно во второй половине дня, эта галерея становилась темной. Прицельное точное освещение не только решило эту проблему, но и позволило показать красоту красочного слоя этих уникальных произведений искусства».

Энергетики также поддерживают реставрационные проекты Эрмитажа по сохранению исторических люстр и светильников, которыми занимается специальная музейная лаборатория. На основе накопленного ее сотрудниками опыта разработана методика по реставрации осветительных приборов из золоченой бронзы. Изучаются перспективы применения лазерной сварки при ее реставрации.

Успешным примером исторической реконструкции светильников XIX века и воссоздания их точных копий, которые дополнили стены лестничных пролетов без ущерба для общей исторической атмосферы, стала Комендантская лестница.

Сегодня в музейном комплексе почти 60 тысяч источников света общей мощностью свыше 2,5 тысячи киловатт. В год Эрмитаж потребляет до 50 мегаватт электроэнергии. С экономической точки зрения - это много, поэтому необходимость модернизации освещения музея важна и для решения проблем энергосбережения.

Но одно дело осветить музейное пространство, другое - не нанести ущерб произведениям искусства, которые боятся и дневного света с ультрафиолетом, и неправильно подобранного искусственного освещения.

«В идеале, чтобы сохранить картину, ее надо спрятать в темное место и никому не показывать, - объясняет Михаил Пиотровский. - Впечатление от картин, которые мы достаем из темноты хранилища после 20 - 30 летнего затворничества, потрясающее. Но картина жива, пока на нее смотрят люди, поэтому свет, убивая картины, одновременно дает им жизнь. Радует, что в последнее время появляются технологии освещения картин и произведений искусства с минимальным негативным на них воздействием. И мы с помощью специалистов-энергетиков стараемся как можно больше внедрять такие технологии в нашем музее».

«Сотрудничество с одним из величайших музеев имеет для компании огромную ценность. Уверен, что благодаря нашим новым проектам Государственный Эрмитаж станет еще ярче и подарит жителям и гостям Петербурга возможность в полной мере оценить богатство мирового культурного наследия», - сказал Алексей Барвинок.

#ТГК-1 #Эрмитаж #сотрудничество

Комментарии