Щи с крапивой

Коллеги из федерального издания составили рейтинг самых ярких высказываний, прозвучавших в ушедшем году из уст политиков, чиновников, журналистов. В нем, в частности, засветились: Владимир Жириновский, Александр Лукашенко, экс-президент Зимбабве Роберт Мугабе, вице-премьер Дмитрий Рогозин и другие-прочие господа. А вот открыл список звонких ораторов мэр Вологды Евгений Шулепов.

Щи с крапивой | ФОТО Дениса МЕДВЕДЕВА

ФОТО Дениса МЕДВЕДЕВА

«Пальма» в министерском фаворе

Еще в начале прошлого года, озаботившись вопросом стабилизации цен на продукты питания, вологодский глава заявил: «Нужно помочь населению пережить это тяжелое время. Придет весна – пойдет крапива, и будет легче». Однако «тяжелое время» легким не стало – еда дорожала на протяжении всего прошлого года.

Точную картину удорожания продовольствия в 2015-м Петростат обещал обнародовать уже в ближайшие дни. Но если судить по более ранним сводкам статуправления, более всего за прошлый год подорожала рыбная продукция. Рыба мороженая разделанная рванула в цене на 28%, а сельдь соленая аж на 37%.

В лидерах ценового соревнования оказались также чай черный байховый (+40%); подсолнечное масло (+36%); рис шлифованный (+35%); кофе натуральный растворимый (+25%); сахар-песок (+23% ).

Загулявшись на новогодних каникулах, доедая праздничные салаты и не наведываясь в магазины в первую декаду января, мы пока не знаем, какие ценовые сюрпризы преподнесет продовольственная розница.

Но уже известны некоторые прогнозы.

Незадолго до Нового года глава Минсельхоза Александр Ткачев предупредил о возможном росте стоимости хлеба в среднесрочной перспективе. Так, средняя цена батона весной 2016-го может вырасти примерно на 20%. Это связано с тем, что сельхозпроизводители начнут повышать цены на зерно. Мукомолы – закупать его по повышенным ценам. Из дорожающей муки хлебопеки сделают соответственно дорожающий хлеб.

– Будет «расти» и колбаса, – «порадовал» потребителя аграрный министр. – Зерно входит в себестоимость комбикормов, а значит, и любого куска мяса.

Ну если на то пошло, то и каждого литра молока. И его производных – сметаны, творога, сливочного масла...

Впрочем, предполагаемый рост цен на молочные продукты обещают сдержать активным «разбавлением» их растительными жирами. И в первую очередь – пальмовым маслом. Еще в августе прошлого года Минсельхоз устами директора департамента животноводства Владимира Лабинова высказал свое категоричное... «Да!» использованию в продуктах питания пальмового масла.

Это был своеобразный ответ ведомства на письмо группы депутатов Госдумы, адресованное коллегии Евразийской экономической комиссии. Депутаты предлагали ограничить использование пальмового масла при производстве еды на территории Таможенного союза. Указывали, что «масло перевозят в цистернах из-под битумов и гудронов вместо резервуаров из нержавеющей стали», поясняли, что «такая экономия ведет к росту количества онкологических заболеваний».


Шоколадка без шоколада

Между тем импорт пальмового масла в Россию нарастает рекордными темпами. Только за десять месяцев 2015-го ввоз его в страну вырос на 25% по сравнению с таким же периодом предыдущего года. И общий вал достиг 702 тысяч тонн.

В октябре в Госдуму был-таки внесен законопроект, который обязывает производителей, использующих пальмовое масло, указывать эти сведения на упаковке товара, предназначенного для розничной продажи. Уточняется даже такая деталь: размер надписи должен составлять не менее 30% площади упаковки.

В Кодекс об административных правонарушениях законопроект предлагает внести изменения, которые устанавливают ответственность по перевалке и/или переработке пальмового масла без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Активные «пользователи» пальмового масла – это не только переработчики молока, но и кондитерская промышленность. Справедливости ради: многие кондитеры уже сейчас указывают на упаковках наличие «пальмы» в продукции. Но этот вопрос для них сейчас не самый актуальный.

Где-то за пару месяцев до Нового года эксперты Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР) предупреждали, что праздничные подарки для детей могут уменьшиться в размерах из-за роста цен на шоколад. В реальности же размеры новогодних подарков остались прежними, но стоимость их по сравнению с той, что была год назад, выросла в среднем в полтора (в отдельных случаях – в два) раза. И ровно настолько же упал спрос на них в рознице. В оптовой продаже снижение спроса благодаря удержанию «сходной» цены было не так заметно.

Однако на перспективу эксперты предрекают падение производства шоколада в России на фоне снижения закупок подорожавшего какао-сырья.

В январе – октябре 2015-го импорт какао-бобов сократился почти на 28% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, составив всего 35 тысяч тонн. Меньше отечественные кондитерские фабрики стали покупать какао-пасты и какао-масла.

Импорт какао-продуктов становится слишком дорогим не только из-за роста биржевых цен, но и девальвации рубля. По данным ЦИКР, себестоимость производства шоколадных изделий с начала года увеличилась на 50 – 80%. Поскольку предновогоднего оживления потребителей не произошло, прогнозируется ухудшение ситуации как с производством, так и потреблением шоколадных изделий в начале наступившего года.

В целом шоколадную продукцию в России производят около 160 фабрик. Объем отечественного рынка шоколада и шоколадных изделий в 2014 году достиг 637 тысяч тонн. Ежегодно рынок пополняется и импортом. В нашу «шоколадницу» попадает в среднем 160 – 170 тысяч тонн зарубежной продукции.

До поры до времени крупнейшим поставщиком была Украина, на долю которой приходилось 75% импорта. Далее следовали Польша, Германия, Италия. На их совокупную долю приходилось 16%. Доля прочих стран (к которым отнесли «шоколадных» Бельгию и Швейцарию) составила 9%.

Шоколад не попал под продовольственные санкции. Но введение эмбарго на ряд продовольственных товаров изменило присутствие на нашем шоколадном рынке прежних поставщиков сладенького. Одни исчезли, другие укрепили позиции.


Лето на зимней тарелке

Под занавес уходящего года Минсельхоз похвастал тем, что Россия в 2015-м собрала рекордный за последние пять лет урожай овощей. Даже несмотря на – цитата: «...сложные макроэкономические условия, а также засуху, наводнения и пожары в отдельных регионах».

В цифрах это выглядит так. Если в 2014-м в закрома отгрузили 15,5 млн тонн, то в прошлом году – 16,1 млн тонн.

Особое внимание счетоводы ведомства уделили овощам закрытого грунта. Узнали, что из теплиц России вывезли 471 тыс. тонн овощей. Больше всего огурцов – 337 тыс. тонн, томатов поменьше – 123 тыс. тонн. С недавним отстранением помидорной Турции от нашего рынка отечественные тепличники пообещали закрыть освободившуюся нишу своей продукцией. Пока же, в зимнее время, удается успешно конкурировать с Израилем и Марокко по поставкам на прилавки томатов «черри».

Помидорки «черри» – это все-таки особый товар. Еще каких-то полтора года назад руководители крупных тепличных хозяйств России говорили, что «черри» им неинтересны. Дело, мол, для овощепромышленников невыгодное. Какой-то сверхвысокой урожайностью «черри» не отличаются. Она примерно в полтора раза ниже, чем у томатов средне- и крупноплодных сортов. Собирать урожай надо в момент их полного созревания. Причем не упустить тот самый момент – небольшая передержка, и плоды растрескиваются, осыпаются. В то время как обычные томаты убирают почти зелеными и потом их дозаривают...

В общем, «отмазок» было выше крыши. Но никто не мог спорить с одним преимуществом маленьких томатов. Вкусом они выгодно отличаются от зимних крупноплодных помидоров – «вкусом лета». Собственно тем, чего так не хватает потребителю зимой. Потому и пошли некоторые тепличные хозяйства, в том числе агрофирмы Ленинградской области «Круглый год» и «Выборжец», на черри-эксперимент. И он оказался вполне удачным.

Именно плодоовощной рынок оставался наиболее стабильным в прошлом году. Да, цены на тот или иной овощ/фрукт подпрыгивали в межсезонье, когда товара от прежнего урожая оставалось всего ничего, а новый был где-то на подходах к прилавкам. Но всерьез озаботили потребителя только яблоки и апельсины. Первые за весь прошлый год выросли в цене на 20%. Вторые дали более существенную прибавку – без малого 60% (!).

Зато в овощном сегменте никаких катаклизмов не наблюдалось. Наоборот, картошка и капуста за год сбросили со своей стоимости в среднем 25%, свекла – 15%, репчатый лук – около 7%. Одна только морковка за весь год не уступила ни рубля с копейкой, зафиксировав стоимость своего витаминного набора на отметке 30 целковых.

Нужна ли будет при таком овощном раскладе еще и крапива?.. Как полезный ингредиент для весенних щей – вполне возможно.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 001 (5618) от 11.01.2016.


Комментарии