Шапочные знакомства

Когда после теплой погоды столбик термометра опускается вниз, это всегда ощутимо. Даже обычная сутолока на Московском вокзале в то морозное утро, кажется, слегка «подзастыла». Но людям с зачехленным снаряжением на плечах, спешащим на перрон, все нипочем. Вторая январская «Лыжная стрела» увезла в Шапки почти вдвое больше сторонников активного отдыха, чем неделю назад: 630 человек...

Шапочные знакомства | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Говорят, Ореховское, северное, направление больше подходит для тех, кто дружит со спортом - там трасса сложнее. А южное выбирают приверженцы семейного отдыха. Шапкам и впрямь покорны все возрасты.

Смотришь в вагоне: тут пожилые пассажиры степенно усаживаются и начинают неспешно вести разговор - какую обещали погоду да много ли нынче выпало снега... Там люди среднего возраста, побросав в угол вагона рюкзаки и устроившись поудобнее, оживленно что-то обсуждают. А молодые мамы, едва тронулся поезд, достают из сумок припасы и принимаются хлопотать вокруг своих чад, потчуя горячим чаем.

Привычные, прямо-таки домашние сцены. Стражам порядка здесь делать вроде бы нечего, но инструкция обязывает сопровождать состав. «Дежурить тут - одно удовольствие, - говорит сотрудник полиции Роман Родионов. - Это на рейсовых электричках бывают всякие происшествия, а на «Стрелах», сколько ни езжу, все тихо-спокойно: настрой-то у этих людей совершенной другой».

Вот три семьи, объединившись, устраиваются одной большой оживленной компанией.

«Можно отправиться на машинах, только собраться сложнее, уже пробовали, - поясняет глава одного семейства, - а тут договорились и встретились на вокзале: мы едем из Купчина, наши друзья из Павловска, а другие приятели добираются от метро «Проспект Ветеранов»... Ребятишек берем с собой - вон они: мал мала меньше. Весь день на природе, на свежем воздухе, что может быть лучше?»

Да и потом переодеться в машине после прогулки, пообедать не очень удобно, а в поезде куда проще, особенно если едешь с ребенком. Это еще один плюс подобных маршрутов, вступает в разговор другая семейная пара. Не говоря о том, что совершить такой путь на обычных поездах туда и обратно некоторым пенсионерам сегодня не по карману.

«В Петербурге осталось не так много мест, где можно с удовольствием обновить лыжню, - выкладывают молодые попутчики еще один аргумент. - Нам из Красногвардейского района выбраться на машине в Колтуши или Кавголово не так уж сложно, но это не то. С Шапками ничто не сравнится: такие там просторы, такая красота!»

Любителям скандинавской ходьбы «шапочные» места тоже пришлись по душе. Год назад они проложили туда дорожку, присмотрелись, а в нынешнем зимнем сезоне для них там впервые организовали отдельную трассу. Один из таких клубов, действующий в Невском районе, объединил в этой поездке свыше полутора десятков бодрых седовласых горожан.

«Мне самому нравятся лыжи, катаюсь на них больше полувека, лет с двадцати, - говорит Сергей Медведев. - А вот супругу поветрие увлекло, и хотя до парка Есенина, где она прогуливается теперь ежедневно, от нашего дома довольно далеко, это не мешает ей накручивать в день по пять-шесть километров: надела шагомер на запястье, взяла в руки палочки - и айда...»

Поезд остановился, и в последний вагон впорхнула стая ребят со спортинвентарем. Детский туристический клуб из 454-й колпинской школы махнул на разминку в леса полным составом. Следующая остановка - в Тосно, а там до конца полуторачасового пути уже рукой подать, самое время начать инструктаж по технике безопасности. Проводят его среди пассажиров представители турклуба «Парус», который много лет организует для петербуржцев загородные лыжные прогулки.

Один из инструкторов, Михаил Никифоров, рассказывает, как по учебнику, всю историю подобных железнодорожных маршрутов (выпускнику Университета путей сообщения это положено знать). Линию до Шапок, по его словам, электрифицировали 55 лет назад, но первая в Советском Союзе «Лыжная стрела» была «выпущена» в другом - зеленогорском - направлении. «Шапочную» же трассу ленинградцы опробовали два года спустя, в 1964 году, и ходили туда поначалу не электрички, а плацкартные вагоны.

...Но вот и Шапки. Отряд лыжников, высыпавший, как горох, из всех девяти вагонов, пришлось вести в лес не коротким путем от платформы, где не вполне замерзло болотце, а кругом через поселок. «Скандинавы», резво двигая палочками, пошли по своему маршруту. А те, кто не прихватил с собой никакого снаряжения, отправились на пятикилометровую пешую экскурсию.

Места ведь кругом не только живописные: история края запечатлелась и в геологических обнажениях, и в топонимике, и в памятниках былого, куда ни ступи. Немудрено, что начитанного гида Ивана с первых шагов забросали вопросами: а откуда взялось такое забавное название поселка? (Появившиеся на пути ледника песчаные холмы издалека и правда напоминают шапки, поясняет Иван.) А кто жил здесь в древние времена? А как вели себя шведы, заселявшие эту территорию до петровских завоеваний?..

Три здешние трассы разной длины рассчитаны на любой возраст и вкус. За день до прихода «Стрелы» организаторы прогулок обновили их на снегоходе, чем не преминули воспользоваться... велосипедисты, прибывшие из Петербурга на машинах. Дождавшись, когда основная масса отдыхающих углубится в лес, они стали колесить по невысоким снежным холмам, отпугивая одинокие фигуры криком «по-осторонись!».

Впрочем, уже через час-полтора первые группы путешественников с детьми потянулись обратно. Одних малышей мамы, отдуваясь, везли на «ватрушках», другие, поминутно падая, упрямо шли на лыжах своим ходом. «Скоро придем, а-а?» - тянул уставший малыш.

Тем временем на полянке недалеко от путей, где всех дожидалась «Стрела», началась развлекательная программа: перетягивание каната, бег в мешках, волейбол. Рядом заиграли два баяна - и любители пения затянули старые согревающие душу шлягеры, а над поляной потянулся дымок. Костровики взялись готовить свой «фирменный» - настоянный на травах и хвое - чай.

Никто на прогулке не пострадал и на сей раз, хотя врач Ирина Шпет, бывало, оказывала первую помощь при вывихах. На лыжах она ходит со всеми, но заветная аптечка всегда при себе: добрая половина «Стрелы» люди в возрасте: давление, головная боль - мало ли что...

У руководителя бригады инструкторов Николая Писарева хлопот тоже хватает. Поезд вмещает до 800 - 850 человек, в пиковые февральские поездки столько в Шапки и ездит, и сделать так, чтобы все остались довольны, непросто.

«Жалоба у людей, по сути, только одна: мало подобных маршрутов. В советское время «Лыжных стрел» было восемь, теперь две, а что можно тут сделать? - разводит он руками. - Ничего, и дело не в бюджетных расходах: железнодорожники не готовы, нужны новые тупиковые площадки. Да и мест, где бы огромная армия отдыхающих расположилась, никому не мешая, почти не осталось...»

И менять программу поездок тоже не стоит, убежден он, хотя предложений хватает. Надо сохранить «Стрелы», как есть. Не зря же говорят: новое - враг хорошего.

#«Лыжная стрела» #семья #Шапки

Комментарии