Родина за кормой

Белоснежный красавец-теплоход «Николай Карамзин» плавно замедляет ход и подходит к причалу. Палубные матросы подают швартовые, выкатывают трап. Все, приехали - Москва, Речной вокзал. Позади - более тысячи километров пути. Впечатлений - море. Круиз этот, для бывалых путешественников вполне рядовой, на сей раз, однако, был не совсем обычным. На борту находились более сотни участников межвузовского морского молодежного фестиваля «Морфест-2017». Всю неделю плавания обычные круизные мероприятия - экскурсии, лекции, культурно-развлекательные акции - перемежались с чрезвычайно насыщенной фестивальной программой.

Родина за кормой |  С борта теплохода открывается вид на реальную, живую страну. ФОТО АВТОРА

С борта теплохода открывается вид на реальную, живую страну. ФОТО АВТОРА

Карнавал со смыслом

В ходе дискуссий несколько человек, давно работающих с молодежью, независимо друг от друга высказали одну и ту же мысль: вспыхнувший было в начале 2000-х патриотический энтузиазм у молодых начинает проходить. Ресурсы власти, позволяющие поддерживать общество в состоянии «всенародной любви и абсолютного доверия», иссякают. О причинах этого можно говорить долго, одна из главных - громкие слова и радужные обещания далеко не всегда подкрепляются конкретными результатами. Происходит девальвация смыслов и высоких понятий. И молодые - самый чуткий индикатор общественных процессов - это чувствуют «кожей».

«Морфест», созданный 14 лет назад, в этой ситуации оказался весьма кстати. Началось ведь все без всякого дальнего прицела. К 300-летию Петербурга сотрудники культурно-воспитательного подразделения питерской Корабелки решили придумать что-нибудь «этакое». И придумали фестиваль для студентов морских вузов. В программу его включили как творческие конкурсы, так и патриотические мероприятия, и серьезные научные конференции. Студенты, прошедшие конкурсный отбор, завершали фестиваль на теплоходе, совершающем круиз по российским водным путям.

Успех идеи превзошел все ожидания. Заявки на участие прислали морские вузы едва ли не всей страны. Через два года фестиваль повторили - и с еще большим успехом. Теперь уже к необычной акции проявили интерес не только вузы, но и другие учебные заведения аналогичного профиля, а также многочисленные предприятия морской отрасли.

За годы работы фестиваля (а он, к радости его участников, стал традиционным) вместе со студентами водные просторы страны преодолевали руководители вузов и предприятий, чиновники разных рангов, депутаты, известные деятели науки и культуры. Было, одним словом, с кем поговорить.

Недавно завершившийся «Морфест» проводился уже в восьмой раз. Как декларировали его организаторы, посвящен он был объявленным в России Году экологии и Году особо охраняемых природных территорий, Международному году устойчивого развития туризма, а также нескольким региональным памятным датам - в частности, 75-летию Соловецкой школы юнг (празднование юбилея проходило еще летом в Архангельске).

Впрочем, тому, кто, подобно автору этих строк, попал лишь на завершающий этап фестиваля - круиз на теплоходе, соотнести происходящее с продекларированными целями и вычленить в калейдоскопе событий какую-либо концепцию было весьма затруднительно. Шедшие в режиме нон-стоп многочисленные конкурсы (песни и танца, красоты, журналистики, «Что? Где? Когда?» и т. д.) в сочетании с вечерними дискотеками «до упада» создавали впечатление нескончаемого карнавала.

Оказалось, однако, что все это вполне концептуально. Воспитательный процесс просто «заворачивался» в яркую творческую оболочку. На идею работали даже дискотеки, которые были тематическими и требовали немалой фантазии.

Как убежден один из создателей «Морфеста», а ныне его президент Анатолий Константинов, именно так для молодых создается модель реальной жизни. Состязания в условиях ограниченного времени и замкнутого пространства, в отрыве от посторонней помощи (тех же не в меру любящих пап и мам) требуют решительности, быстроты реакции и формируют лидерские качества. Последние, уверяют специалисты, у вступающих во взрослую жизнь сегодня в большом дефиците.

Наука взросления

И это творчество надо было видеть! Иногда, признаюсь, казалось, что меня водят за нос - среди выступавших были люди, казавшиеся абсолютно профессиональными. Участницы конкурса красоты буквально «на коленке» соорудили невероятные наряды из простых тельняшек. Невысокий скромный паренек, студент Гидромета, совершенно свободно, со всеми фиоритурами, спел каватину Фигаро. Пластичный юноша из Макаровки под шквальный хохот в бешеном темпе открутил «борьбу нанайских мальчиков». Возник законный вопрос: что все эти люди делают в технических вузах? На что организаторы «Морфеста» ответили: «Техническое образование очень даже способствует творчеству. Вы видели когда-нибудь команду КВН из творческого вуза? И не увидите. Не задумывались почему?» Пришлось задуматься...

Параллельно с творческим весельем в уютных салонах теплохода шла работа научно-практических конференций. Выступали на них в том числе и те, кто накануне блистал на сцене или сражал всех эрудицией в интеллектуальном соревновании. И здесь уже не возникало сомнений в том, правильно ли эти ребята выбрали специальность.

Один студент, представьте себе, разработал новый метод очистки сточных вод, гораздо более эффективный, чем ныне применяемый. Представительница Северного (Арктического) федерального университета (Архангельск) придумала, как увеличить урожайность свеклы в северных широтах. Выступления архангелогородцев, кстати, у всех вызвали острое чувство зависти.

- Каждый год в течение нескольких месяцев студенты вместе со своими преподавателями работают в плавучей лаборатории, оборудованной на исследовательском судне «Профессор Молчанов», - рассказывает доцент САФУ Елена Доценко. - Используют самую современную аппаратуру, проводят серьезные разработки, в том числе и по заказам предприятий и НИИ. А потом, естественно, идут туда работать. И начинают уже далеко не с нуля.

Тема «врастания» бывшего студента в практическую жизнь до сих пор весьма больная. Чиновникам, которые должны ведать этой темой (а она, безусловно, уже не педагогическая, а, скорее, социально-экономическая), прямая дорога - в АО «Концерн ЦНИИ «Электроприбор». Команда этого предприятия (если кто не знает, оно разрабатывает и выпускает сложную корабельную аппаратуру) буквально поразила «Морфест». Она участвовала чуть ли не во всех конкурсах, в обеих конференциях, но главное - блестяще презентовала свою фирму, продемонстрировав ее, без преувеличения, уникальную кадровую политику.

В АО разработана поистине научная система адаптации молодых специалистов. Мониторинги, семинары, система наставничества, условия для поступления в аспирантуру, карьерные «лифты». Итог: на предприятии практически нулевая текучесть кадров, 30% руководящих должностей занимают люди до 40 лет, при этом вся «властная вертикаль» продублирована кадровым резервом. Молодые ребята со знанием дела рассказывают о сложнейших разработках, в которых они участвуют, уверенно говорят о перспективах своего профессионального роста...

Если бы опыт «Электроприбора» стал нормой для всех, мы, пожалуй, жили бы в другой стране.

Вернуться и... полюбить

4По-рекевлево1_Ру.jpg- А сейчас, уважаемые участники круиза, наш теплоход проходит над центром левобережной части Углича - Кашинской улицей, - голос гида срывается...

Мы - над «русской Атлантидой». Гигантские пространства земли в эпоху индустриализации попали в зону затопления перегороженной плотинами Волги. Безвозвратно исчезли знаменитые верхневолжские пейзажи - прибрежные поля и луга, березовые рощи и сосновые боры. Полностью или частично под воду ушли 6 городов, более 900 сел и деревень, 6 монастырских ансамблей, около сотни сельских и городских храмов, десятки бывших дворянских усадеб, кладбища, сотни памятников археологии. Более 200 тысяч человек были вынуждены бросить обжитые места, где рождались и умирали их предки. На глазах выселяемых взрывали их дома, храмы и надмогильные памятники. Ни один самый изощренный враг не мог бы совершить подобное...

Увы, жертвы оказались напрасны. Сегодня специалисты признают: вклад затопленных территорий в гидроэнергетику минимален. Но назад пути нет. Страшным памятником беспримерному варварству стали чудом уцелевшие на крошечных островках колокольни города Калязино и деревни Крохино. Первую энтузиасты пытаются поддерживать, участь второй предрешена.

Молодое поколение, прямо скажем, не очень сильно интересуется подобными темами. И «Морфест» пытается этот интерес в нем пробудить. Участников фестиваля «тянут за уши» к российской морской истории: музеи, торжественные церемонии у памятников, лекции, экскурсии.

Но вот и другой способ возвращения к корням. Петрозаводский государственный университет, лаборатория народного и исторического судостроения, возглавляемая Тарасом Тюпко. Маленькая судоверфь прямо в центре города. Связь с прошлым приходит «через руки» - используя сохранившиеся документы, рисунки, чертежи, студенты воссоздают старинные гребные и парусные суда и выходят на них в море.

А неподалеку, на острове Кижи, другой одержимый, научный сотрудник тамошнего музея-заповедника Юрий Наумов уже много лет проводит знаменитую Кижскую регату. Со всей страны приезжают сюда люди, воссоздающие исторические суда, в том числе и такие, названия которых нам кажутся сегодня экзотикой...

Можно разбудить историческую память и «через ноги». Одним из участников «Морфеста» был удивительный человек - Ильдар Маматов. Бизнесмен, издающий великолепные исторические альбомы, которые не продает, а... дарит. А еще он разрабатывает самый длинный в России туристический маршрут - по следам Великой Северной экспедиции Витуса Беринга, от Санкт-Петербурга до Петропавловска-Камчатского. Проделывает весь путь сам, со своими единомышленниками. Сибирь и Камчатка уже пройдены. На следующее лето назначен кусочек от Петербурга до Твери. Маматов ищет спутников. Желательно молодых.

#Морфест-2017 #русский север #студенты

Комментарии