Пускай приезжий плачет

История с собравшимся «потяжелеть» жетоном на метро - тот случай, когда сократовское красноречие не очень уместно. Если дело касается кошелька, куда убедительнее сухие экономические выкладки.

На днях бесстрастные цифры и прозвучали: Смольный обнародовал полную калькуляцию - впервые после озвученных планов по повышению разового платежа за проезд в общественном транспорте, породивших множество слухов. Насколько же убеждают приведенные данные?

Пускай приезжий плачет | Иллюстрация art-foto/shutterstock.com

Иллюстрация art-foto/shutterstock.com

Тема действительно острая, множество обращений поступает в комитет по тарифам, заметил Игорь Денисов, начальник управления тарифного регулирования. Многие петербуржцы просят пересмотреть безосновательный, по их мнению, рост стоимости разового проезда. Хотя на самом деле такое решение, уверяет чиновник, имеет под собой серьезную базу и расчеты. Денисов вновь подчеркнул, что подорожание коснется больше не жителей города, покупающих длительные проездные, а туристов, и не превысит инфляционные 7,7% - прогнозируемый на 2017 год рост потребительских цен.

«Формируя тарифы, мы проанализировали все расходы общественного транспорта, чтобы приблизиться по всем позициям к уровню экономически обоснованной величины, - сказал он. - При этом исходили из того, чтобы обеспечить и безопасность перевозок, и выполнение задач, связанных с проведением общегородских мероприятий и подготовкой к чемпионату мира по футболу».

Уже в предстоящем году ощутимо, на 5,6%, возрастет объем работы городского общественного транспорта - до 9,1 млн км, пополнится подвижной состав. Резонный вопрос: откуда же возьмутся деньги?

Суммарные затраты муниципального транспорта вырастут на 5,8 млрд (10,6%) и составят 59,7 млрд рублей. Почти половина средств уходит на оплату труда тех, кто нас перевозит (она не слишком, кстати, высока), пятая часть - амортизационные отчисления, а третья по величине статья расходов - это ремонт. Примерно в той же пропорции транспортники расходовали деньги (53,9 млрд) в текущем году. Эти данные привел Алексей Пятаков - начальник отдела, отвечающего в комитете по транспорту за бюджетное планирование, экономический анализ и финансирование транспортного комплекса.

На 44% все траты покрываются за счет бюджетного субсидирования - в 2017 году общественный транспорт получит 28 млрд. Оставшуюся же долю обеспечиваем мы сами, совершая поездки на метро, в автобусе и т. д. Другими словами, в тарифах «сидит» больше половины транспортных расходов, между тем как себестоимость перевозки выше реальной оплаты услуг: более чем на 5 рублей - в метро и автобусе, а в электрическом транспорте и того больше. По расчетам, в будущем году себестоимость одной поездки в метро взлетит до 47 рублей, а в наземном транспорте - до 40 (автобус) и 41,9 рубля.

Значит ли это, что, не желая доплачивать транспорту, Смольный решил это сделать за счет пассажиров? Нет, утверждают чиновники: сама постановка такого вопроса для них неуместна. Но что изменилось, почему раньше бюджет вкладывал в карман перевозчиков недостающие деньги, не давая резко расти ценам на транспорт, а теперь покусится на кошелек пассажиров, поскольку разовый проезд подорожает на десять рублей? А изменился размер бюджетной дыры - она существенно вырастет.

«Правительство Петербурга собирается использовать схему, действующую в крупных европейских центрах, которая стимулирует переход пассажиров на длительные проездные билеты, - говорит Алексей Пятаков. - По нашим сведениям, в будущем году это позволит увеличить число таких поездок с 73 до 82%, больше задействовав автоматизированные методы учета пассажиропотока».

Северную столицу посетят, по прогнозам, порядка 7 млн туристов - больше, чем нынче. Пятаков приводит цифры: если каждый за короткий приезд совершает на общественном транспорте в среднем 20 поездок, а тарифная модель останется прежней, то петербуржцы субсидируют гостей города в размере 1,4 млрд рублей. А так не пострадают ни муниципальный бюджет, ни личные кошельки горожан, да к тому же упадут затраты на реализацию жетонов, которые все дружно разлюбят.

Мало того, по словам представителя транспортного комитета, с учетом ожидаемого роста реальных доходов населения (3,1%) петербуржцам не покажется обременительным и небольшое, на инфляционную величину, удорожание проездных. Стоимость одного проезда в метро по «Подорожнику» вырастет на два рубля - в пределах десяти поездок и составит уже не 34, а 36 рублей, а дальше будет плавно падать на рублевую величину, пока с 41-й поездки не опустится до 32 (в наземном транспорте, соответственно, до 27 рублей). А к существующим проездным 25 видов добавятся новые: два студенческих - отдельно для наземного транспорта и метро, что дешевле «всеохватного», билет «90 минут» и суточный проездной.

Вывод: чем больше поездок мы будем оплачивать впрок, тем выгоднее транспорту, несущему тяжкое бремя расходов, и нам. Такую картину во всяком случае дают эти зримые, без «камуфляжа», расчеты. Новые тарифы, кроме того, еще рассмотрят депутаты городского парламента, данная тема стала предметом обсуждения общественных организаций.

По маршрутным автобусам ситуация тоже до конца пока не ясна: из 16 коммерческих перевозчиков свои соображения в тарифный комитет подали пять, в их числе «Питеравто», «Оникс», «Вест-Сервис» и др. Они готовы брать с пассажиров не менее 50 - 55 рублей за проезд, остальные пока молчат.

КСТАТИ

В городе появятся пять новых автобусных трасс, более 20 маршрутов ждут изменения. Это связано с завершением строительных работ в Красном Селе, поселках Уткина Заводь, Славянка, а в самом Петербурге - на проспекте Маршала Блюхера, Кременчугской улице, в «Северной долине». Улучшится транспортное обслуживание Петродворцового района. При поддержке бюджета город получит 177 новых автобусов, 110 троллейбусов, 21 трамвайный и 30 вагонов для метро. Плюс много транспортных средств (108 вагонов подземки и 96 автобусов, например) перевозчики купят за счет собственных средств. В метро появится долгожданный Wi-Fi - свободный доступ в Интернет.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (5834) от 21.11.2016.


Комментарии