Публичка как при царе

Большие перемены ждут в недалеком будущем Российскую национальную библиотеку. Здесь решительно настроены на то, чтобы вернуть старинному зданию облик Императорской Публичной библиотеки. Да еще и открыть внутренний двор для всех желающих, сделав его уютным местом отдыха.

Публичка как при царе | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Наконец-то подходит к концу строительство второй очереди библиотеки на Московском проспекте. Она должна вступить в строй в первом квартале будущего года. Речь идет о книгохранилище на 12 миллионов единиц. И у нас появляется уникальная возможность не только собрать там наши фонды, которые сегодня разбросаны по нескольким адресам, но и запустить процесс развития главного здания нашей библиотеки, - рассказал директор РНБ Александр Вислый.

В одном только здании на Обводном канале, которое необходимо передать епархии, - миллион двести тысяч единиц хранения. В том числе - редкие издания из личных собраний российских императоров, великих князей и княгинь, герцогов Лейхтенбергских и Ольденбургских, из дворцовых, княжеских и графских библиотек, а также Петра Вяземского, Анатолия Кони, Павла Милюкова и многих других известных деятелей России... С Литейного проспекта, где надо возвращать помещения, арендуемые у города, на Московский перебазируется отдел литературы на языках стран Азии и Африки. Кроме того, из служебного корпуса на Садовой улице в новое здание переезжают несколько отделов - порядка ста сотрудников.

Конечно, процесс непростой. Не зря говорят, что один переезд хуже двух пожаров. Но никуда не деться. Таковы требования технологической цепочки, поскольку прием новых книг идет сегодня именно в новом здании на Московском.

- В связи с запуском второй очереди мы получили еще и уникальную возможность перераспределить фонды. В главном здании останется только самое ценное. Рукописи, редкие книги, эстампы, карты... Чтобы и книгам здесь было хорошо (сейчас им плохо в тесных помещениях), и чтобы Императорская библиотека действительно имела прежний императорский вид, - говорит директор РНБ. - О чем речь? А вот смотрите...

На столе в кабинете директора - макет главного здания библиотеки. Разумеется, без крыши, так что можно заглянуть внутрь и разглядеть все до мельчайших деталей.

- Мы хотим открыть для читателей прежний центральный вход в библиотеку - в корпусе Росси, со стороны площади Островского, ближе к Невскому проспекту. Сейчас его открывают только для самых важных гостей... Другой пример: старинный зал Росси в свое время перегородили на две части: в одной - отдел редкой книги, за стенкой - узенький читательский коридор. Неудобно ни книгам, ни читателям. В идеале - вернуть залу прежний облик, - уверен Александр Вислый.

Похожая история - с так называемым русским фондом. Он находится в корпусе Соколова (так его зовут по фамилии архитектора), выходящем на Невский проспект, с закругленным фасадом. На фотографиях начала ХХ века видно, как выглядел центральный круглый зал: он был красивым, просторным, книги располагались только вдоль стен. В центре - памятник Вольтеру. Кстати, теперь он находится в Эрмитаже.

- Посмотрите, что тут теперь: все забито стеллажами и каталогами, - разводит руками директор РНБ. - Вот так выглядит теснота по-библиотечному! А все потому, что корпус Соколова изначально был рассчитан примерно на 250 тыс. книг, а сейчас в нем - больше двух миллионов. И поверьте, не от хорошей жизни. После революции в Публичку свозили книги с реквизированных складов, из библиотек, владельцы которых эмигрировали. Книги приходилось срочно спасать. Размещать их было негде - поэтому и приходилось прибегать к временным экстренным решениям.

Прежние просторные залы делили на несколько ярусов, шкафы занимали все свободное пространство. В качестве перекрытий иногда даже использовали подручные средства - двери... Именно тогда многие залы бывшей Императорской Публичной библиотеки утратили свой исторический облик. Думали - временно. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное...

Сегодня речь фактически идет о реализации концепции, разработанной главным архитектором РНБ Александром Бакусовым еще в 2010 году. Тогда исторический облик вернули Ларинскому залу - теперь в нем хранятся эстампы.

В пользу нынешней реконструкции говорит и еще один фактор: в главное здание Публички сейчас ходят гораздо меньше читателей, чем прежде - пятнадцать или даже пять лет назад. Произошло это в значительной мере потому, что книги, изданные после 1950-х годов, перевезли в новое здание на Московский. А сколько туда еще переедет, да и вся новая литература поступает туда же! Кроме того, многие теперь пользуются электронными книгами с интернет-портала.

Поэтому сегодня «посадочных» мест в главном здании более чем достаточно. Даже с избытком. Вот почему у дирекции особые виды на Ленинский зал, в котором сегодня завершается реставрация. Название у него остается прежним, и даже бюст Ильича в него вернется. Но, может, зал уже и не так нужен в качестве читального?

- Наша идея - сделать его территорией свободного доступа для всех желающих, просто для любого человека с улицы, даже без читательского билета. Такая практика есть в национальных библиотеках многих стран. Пришел - на полках стоят книги, на столах - компьютеры, есть доступ к электронной библиотеке... Понимаю, нам это кажется непривычным, но это вполне реально, особых проблем с организацией такого пространства нет, - считает Александр Вислый.

Но как же попадет читатель без билета в Ленинский зал? Есть идея раскрыть ворота со стороны Садовой улицы, ведущие во внутренний дворик РНБ. Через огромное окно Ленинского зала мы выбрались на строительные леса и удостоверились: сегодня это хоздвор, залитый асфальтом (на нижнем снимке). Где-то плесень на штукатурке, где-то карнизы сеткой затянуты. Вид не очень презентабельный. Для национальной библиотеки - не комильфо... А если отреставрировать, сделать зону удобного отдыха для жителей и гостей города - с деревьями, скамеечками и даже летним кафе? Совсем другое дело...

- Естественно, там будет и зона свободного доступа в Интернет. Идеальный вариант, когда в этот дворик и с книжкой можно будет выйти. Как, например, в новом здании Французской национальной библиотеки. Там книги хранятся в четырех башнях, а между ними - островок природы. Деревья, травка, ручей журчит... Из читального зала можно туда выйти почитать. Так что нам не надо изобретать велосипед, - считает Вислый.

Да, проект амбициозный... Как пояснил замгендиректора по административно-хозяйственной деятельности, капитальному строительству и реконструкции Игорь Козин, концепция такого переустройства пока еще не утверждена. Предстоит убедить Министерство культуры выделить деньги на реставрацию внутреннего дворика, а КГИОП - дать возможность организовать оттуда дополнительный вход в Ленинский зал.

- То, что мы предлагаем, - это веление времени, - уверен директор РНБ.

КСТАТИ

Когда в ходе реставрации Ленинского зала вскрывали полы, обнаружили артефакты: два перышка, бланки запросов читателей, в том числе военного времени, а также замшевый ремешок с бронзовой застежкой от старинной книги, возможно, XVII века. Такие книги в этот зал выдавали только до революции. Все эти раритеты поступят в архив РНБ.

Друзья, мы в сентябре открыли свой интернет-магазин. Теперь можно купить с доставкой по всему миру новые книги нашего издательского дома. А их уже много: первый и второй тома сборников «Наследие. Избранное», сборник очерков «150 дней в Петербурге» от Ильи Стогова. 

И, конечно, «История "Санкт-Петербургских ведомостей" от Петра до Путина», написанная нашим главным редактором Дмитрием Шерихом. Ещё мы продаём подарочные сертификаты на подписку и флешку с записями интересных лекций нашего проекта «Лекторий». Заходите в наш магазин!

#строительство #библиотека

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (5841) от 30.11.2016.


Комментарии