Прощай, коммуналка!

Наверное, это прозвучит смело до наглости, но... проблема коммунальных квартир в Петербурге решена. Не в том смысле, что они перестали существовать. А в том, что сегодня каждый житель или собственник в таких квартирах знает, куда идти за помощью, на какую именно помощь можно рассчитывать и что именно надлежит делать, чтобы ее получить.

Прощай, коммуналка! | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Давным-давно - три года назад (29.10.2013) - «Санкт-Петербургские ведомости» рассказали, как расселялась огромная коммуналка в доме на углу Фурштатской улицы и Литейного проспекта. 15 семей, 575 квадратных метров. Расселялась-расселялась, да так и не расселилась. Ни риелторы, ни инвесторы, ни чиновники, ни собственники не смогли убедить одну из семей выехать - даже после того, как ей была предложена отдельная двухкомнатная квартира на Моховой улице.

Кое-что с тех пор изменилось. И сегодня у обитателей этой квартиры (во всяком случае у очередников) уже есть возможность улучшить свои жилищные условия, не тратя времени на уговоры тех, кто не хочет уговариваться.

Около года назад начали действовать поправки в городском законодательстве, по которым на выплату из бюджета могут рассчитывать и те обитатели коммуналок, которые решили улучшать свои жилищные условия в одиночку, не сверяя свои планы с соседями. Вот так просто: получил соцвыплату плюс продал свою комнату - купил квартиру и... помахал соседям ручкой! Если есть сбережения, можно и не продавать комнату, а сохранить ее за семьей.

В прошедшем году город принял еще одно важное решение: увеличил размер социальной выплаты. Так что теперь одиноко проживающий гражданин-очередник, решившийся выехать из коммуналки, может получить 795 814,80 рубля. А семья из двух и более человек - по 434 080,80 рубля на каждого.

Все это исторические шаги. Выстроенная система, объем финансирования позволили за семь лет расселить более трети коммунальных квартир - 38 113. За эти годы из бюджета города было выделено более 15,5 миллиарда рублей, которые выплачивались очередникам для частичной оплаты нового жилья.

Только за прошлый год 3837 семей очередников суммарно получили 3,1 миллиарда рублей из бюджета. Такая денежная помощь в совокупности с другими программами и с усилиями инвесторов позволила расселить еще 4,8 тысячи квартир. Новым жильем обзавелись более 12 тысяч семей. По сути, в Петербурге расселены все коммунальные квартиры, которые хотели расселиться.

Оставшийся «фронт работ» таков: в городе сейчас насчитывается 78 534 коммунальные квартиры, собственниками которых являются около 250 тысяч семей. Из них на жилищном учете стоят 89 тысяч семей. Именно они (и только они) и могут претендовать на денежную помощь. Городская собственность (неприватизированные комнаты) осталась в тысяче коммунальных квартир. Ими и должен заниматься город-собственник. Вернее, быть инициатором процесса, помогая принять решение другим собственникам и выставив квартиру на торги, найти инвестора, готового ее расселить с помощью города. Проводить аналогичную работу в других квартирах, где у города нет ни метра собственности, неправильно и незаконно. Здесь могут работать риелторы, а город готов помочь методически. Ну и обеспечить социальными выплатами тех собственников, которые имеют на это право.

Строго говоря, городские власти решают проблему не ликвидации коммуналок, а улучшения условий жизни тех горожан, которые являются очередниками.

- С прошлого года конкурсы проводим и мы, и жилищный комитет, - рассказал директор «Горжилобмена» Сергей Филимонов. - Повторюсь, торги могут проводиться в отношении квартир, в которых имеются свободные комнаты госжилфонда. Мы сейчас делаем все возможное, чтобы такие торги проводились еженедельно.

В бюджете наступившего года заложено 3,1 миллиарда рублей на выплаты обитателям коммуналок из числа очередников. Денег хватит на 3295 семей. Подсчитано, что эта финансовая помощь, если все пойдет хорошо, позволит расселить еще примерно 4 тысячи многокомнатных коммуналок.

- Надо понимать сложившееся положение. Для огромного количества собственников комнат в коммуналках это жилье не является единственным, - пояснила первый заместитель председателя жилищного комитета Марина Орлова. - Как правило, эти комнаты граждане получили в наследство от бабушек-дедушек. Живут они себе в отдельных квартирах, а свою коммуналку в центре сдают. И не думают ни о каком расселении. Иной раз владельцев комнат даже сложно найти, чтобы узнать их мнение о расселении. Часть граждан вообще живут за рубежом. Мало того что многие из них не планируют ничего предпринимать для расселения, так они еще и не платят налоги с доходов, полученных от сдачи комнат в аренду.

Долгое время проблема эта никак не решалась. Но в октябре прошлого года Смольный решил-таки подступиться к ней. Было заключено соглашение между городским правительством, управлением Федеральной налоговой службы и Главным управлением МВД по Петербургу. «Тройственный союз» власти, налоговиков и полиции имеет целью определить порядок совместных действий по части контроля за соблюдением правил регистрации и налогового учета в жилищной сфере.

Жилищный комитет берет на себя обязанность собирать и передавать налоговикам сведения о заключенных договорах аренды, найма (поднайма), а также о нанимателях городского жилья, которые передают его в поднаем. Причем, похоже, жилищный комитет будет требовать таких сведений и от ТСЖ и ЖСК.

Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности будет разрешено финансово поощрять (выплачивать премии) тех участковых, которые активно занимаются выявлением сдаваемого в аренду жилья. При этом в документе говорится, что участковый, во-первых, должен рассказать человеку, снявшему жилье у собственника, где и как он может чин чинарем оформить договор найма. А именно - в «Горжилобмене».

Информация, которую собрали жилищный комитет, участковые полицейские, будет основанием для проверок межрайонных налоговых служб. Впрочем, и перед налоговиками ставится задача не хватать и наказывать, а уговаривать и разъяснять: мол, надо бы, как и положено, указывать в налоговой декларации факт сдачи квартиры или комнаты в аренду... Пока так - в мягкой форме. Но, вероятно, это первый шаг в наведении порядка на самом запущенном и неконтролируемом рынке - аренде жилья. Без этого шага уже невозможно двигаться дальше по пути ликвидации коммуналок.

Есть и другие препятствия. Просто-таки фатальные. Чтобы понять уровень их фатальности, нужно попытаться ответить на вопрос: зачем потенциальному инвестору такая квартира? Зачем он задался целью ее расселить? Для собственного проживания может использоваться пяти-шести-семикомнатная квартира. Ну десяти... Хотя человек, способный приобрести для себя и освоить 10-комнатную квартиру, вряд ли польстится на житие в обшарпанном парадном с грязными стенами и скрутками проводов.

Многокомнатную коммуналку можно разделить на несколько отдельных квартир. Но такая реконструкция - удовольствие чрезвычайно дорогое. К тому же она связана с радикальным изменением инженерных систем дома. То есть работы придется вести не только в выкупленной квартире, но и выше этажом, ниже, левее, правее...

Логично предположить, что инвестор расселяет огромные квартиры ради помещений под бизнес. Но этот путь небезупречен с точки зрения сегодняшнего жилищного и градостроительного законодательства. К тому же все равно требуется реконструкция с вмешательством в сложившуюся инженерную систему, что тоже требует выполнения огромного числа условий.

Питерские (ленинградские) коммуналки - это эпоха не только в социальном смысле. Но и в техническом, технологическом. Это другая страна, другие люди, другие правила. От них не избавишься даже с помощью самой денежной и активно реализуемой городской программы.


#собственники #коммуналки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 032 (5894) от 21.02.2017.


Комментарии