Покупка вприглядку

Нынешним летом в нашем дворе появился «парламент». Дело было незадолго до выборов, и один кандидат в местные депутаты пытался привлечь внимание своей неуемной заботой об электорате. Привез материалы, прислал рабочих, и те смастерили... скамейку. Не простую, а трехстороннюю – буквой «П». Скамейку тут же «приватизировали» наши пенсионеры, и она стала местом дискуссий на всяко-разные житейские темы. Отсюда и «парламент».

Покупка вприглядку  | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Лекарство от осенней депрессии

Лично я в «парламент» заглядываю редко. Но, бывает, случается – женское любопытство, знаете ли... Или профессиональное. Вот на днях обсуждали тему шопинга. Вчерашняя школьная завуч Светлана Михайловна притащила откуда-то известный глянцевый журнал и устроила громкую читку статьи про шопинг.

Пересказывать ее не буду. Что такое шопинг уже давно никому объяснять не надо. Это такое шатание по магазинам, «убивание» там времени, покупка чего надо и чего не надо. Но то, что сильно в память врезалось – а это данные зарубежных социологов, – озвучу.

Итак, женщины, которые ходили по магазинам 17 часов в неделю и тратили свыше двухсот долларов за поход, оказались стройнее, сильнее и гораздо здоровее тех, кто делал покупки реже. Заядлые посетительницы магазинов неплохо выглядят, у них меньше морщин, они энергичны и чувствуют себя моложе своих лет. Значительная часть любительниц шопинга очень уверены в себе и крайне редко страдают от депрессии. Другими словами, шопинг – прекрасный способ успокоить нервы.

Когда Светлана Михайловна озвучила последний постулат, слушательницы на «парламентской» скамейке заерзали и стали подавать реплики. В общем и целом свелись они к тому, что «так оно и есть!».

– Я в прошлый выходной в мегамаркете три часа блудила, – рассказывала одна. – К кассе подхожу, покупки выкладываю. А их, покупок-то, всего ничего оказалось, даже до двух тысяч рублей недотянула. Зато такое чувство, что скупила полмагазина – все, что надо и не надо, примерила, все, что можно, съедобное попробовала. Настроение – как будто и не осень поздняя на дворе – лето!

– А мне и нашего соседнего магазинчика хватает, чтобы вдоволь «нашопинговаться», — призналась другая. – Молоко, булка, масло, колбаса – вот и весь шопинг... Какие там двести долларов за раз?..

– Девочки, все это называется пассивным шопингом, – менторским голосом школьного завуча произнесла Светлана Михайловна. – Это нечто психологическое – когда мы «покупаем» глазами, «едим» глазами и остаемся от этого самообмана вполне довольными...

То, что в магазины наши соотечественники сейчас больше ходят для того, чтобы поглазеть на товарную выкладку, а купить – лишь самое необходимое, подтвердил исследовательский холдинг «Ромир». Следим за цифрами.

В сентябре нынешнего года индекс покупательской активности сократился на 0,7% относительно августа, что с учетом месячной инфляции вылилось в реальное падение расходов на 1,3%. И уже три месяца подряд повседневные расходы россиян остаются ниже показателей двухлетней давности.

В предыдущие годы в сентябре активность потребителей и, соответственно, их повседневные расходы начинали оживляться после летних каникул. Исключением был лишь прошлый год, когда индекс ощутимо просел в связи с введением продуктовых санкций.

Налетай, подешевело!

Наиболее ощутимую экономию в расходах продемонстрировали жители городов-миллионников. В сентябре они сократили свои повседневные затраты почти на 8% по сравнению с предыдущим месяцем. Зато жители средних городов с населением от 100 до 500 тысяч человек в сентябре активно включились в потребление. Рост их расходов составил 7,6%, что в годовом выражении составляет +18,6%.

Заглянув в расходную часть городов-миллионников и областных центров России, «Ромир» разобрался и со столицами страны. Признал для начала, что тенденции в Москве и Петербурге оказались разнонаправленными.

Так, москвичи прервали летний режим экономии и показали в сентябре рост расходов на 2,5%. Хотя в разрезе года он оказался минимальным – всего 4,2%. В прошлом же году падение расходов в сентябре относительно санкционного августа составило 5,5%. Поэтому текущая ситуация выглядит не очень удручающе.

Ко всему прочему, отмечают эксперты, повседневные расходы москвичей имеют широкие возможности для маневра. Ассортимент товаров огромен, ценовой диапазон – шире не придумаешь плюс развитая торговая инфраструктура. Благодаря всему этому вариантов для экономии, удерживания расходов в узде у столичных жителей предостаточно.

У нас, в Петербурге, очевидную экономию на еде «Ромир» отметил в августе относительно июля: минус 1,7%. И в сентябре: минус 0,9% по сравнению с предыдущим месяцем. Цифровые итоги октябрьской экономии пока еще не озвучены.

Маркетинговые службы торговых сетей Петербурга отмечают покупательскую активность во время скидочных акций. Все, что можно прикупить по относительно низкой цене, в Петербурге «прикупают» в больших количествах – впрок. Прежде всего это продукты с длительным сроком хранения: крупы, подсолнечное масло, все виды консервов.

А вот совершенно неподъемными по спросу нынешней осенью оказались... яблоки. В торговой рознице Петербурга в самый разгар сезона они взлетели до такой цены, что не подпрыгнешь. В августе, согласно Петростату, стоимость килограмма составила аж 104 рубля 88 копеек. В сентябре яблочки подешевели: на целых... 40 копеек. Это оказался такой мизер, что он никак не отразился на общем подорожании – почти плюс 30% с начала года.

Стоит вспомнить: когда год назад, в августе, вводились продовольственные санкции и главный «санкционированный» поставщик яблок в Россию – Польша рыдала над потерей основного рынка сбыта, наши производители обещали завалить страну отечественным товаром по разумным ценам. Ведь и правда, казалось, уж чем-чем, а яблоками завалить можно. Не хамон же и не пармезан... Не получилось.

Яблочко – разменная монета

Безудержный рост цен на яблоки заинтересовал главу Комитета Госдумы по аграрным вопросам Николая Панкова. По его словам, в этом году во многих регионах неплохой урожай яблок, но почему-то цены на них в среднем по России увеличились в два раза. Комитет, которым командует Панков, обратился в Федеральную антимонопольную службу с соответствующим запросом.

Яблоки и груши всегда были основными фруктами России. Страна могла бы удовлетворить внутренний спрос за счет собственного производства. Могла бы войти и в число экспортеров. Полвека назад закладывались новые сады не только в южных регионах России, «интенсифицировалось» садоводство даже в наших, не очень щедрых на солнце, краях: создавались специализированные плодоводческие хозяйства, разбивались сады в колхозах-совхозах, примыкающих к промышленным центрам и магистральным дорогам.

И цвели сады, и продукцию давали немалую, и прибыль хозяйства получали. Статистика 1980-х годов отмечала высокую эффективность промышленного производства яблок: средняя урожайность – 90 – 150 центнеров с гектара; рентабельность – 50 – 60% (в сверхурожайные годы – до 100%), себестоимость одного килограмма яблок – 12 – 16 копеек.

Что было, то было, быльем поросло... Как поросли крапивой и бурьяном состарившиеся совхозные сады в пригородах Петербурга.

Состарились сады и в южных регионах России. Каждый год из промышленно-садового оборота выходит 10 тысяч гектаров. Сегодня общая площадь промышленных садов России составляет всего 155 тысяч гектаров. На родине великого Мичурина, в Тамбовской области, из 18 садоводческих хозяйств осталось 3, в Липецке – только два из двух десятков. В Ростовской области работают тоже два предприятия из полусотни, существовавших прежде.

Большинство садов России – это старые сады экстенсивного типа с высокорослыми деревьями. Они в современных условиях потеряли свою конкурентоспособность. Сейчас в мире уже практически не осталось подобных – развивают сады интенсивного и суперинтенсивного типа.

Неспроста Александр Ткачев, занявший полгода назад кресло министра сельского хозяйства России, сказал – дословно: «Понадобится два-три года, чтобы обеспечить российские прилавки своими овощами и фруктами».

Пока же на яблочном рынке, как говорят в деревнях, «черт ногу сломит». Польские яблоки давно запрещены к ввозу, но они, по словам президента Ассоциации садоводов России Игоря Муханина, приходят к нам под видом «черногорского, сербского, кипрского и так далее яблока».

Высокой ценовой ориентации теперь придерживаются и производители. Мысль такая: если импортному яблоку позволено расти в цене, почему не позволить удорожание яблочку отечественному? Тем более что оно стало разменной монетой в игре под названием «импортозамещение».

Скидки

В гипермаркетах «Карусель» подешевела свинина. На 33% — свиная лопатка (1 кг — 179 руб.); на 31% — окорок (1 кг — 179 руб.); на 30% — рулька свиная на косточке (1 кг — 139 руб.); на 26% — грудинка (1 кг — 169 руб.). Заметны скидки и на другие мясные изделия. Так, дешевле на 35% стал сервелат «Столичный» (350 г — 110 руб.); на 25% — колбаса «Богородская» (300 г — 138 руб.); 20% — сосиски «Молочные» (1 кг — 231 руб.).

* В универсамах «7Я Семья» — скидки на молоко и молочные изделия. Биокефир «Большая кружка» сбросил с прежней цены 25% (жирн. 1%, 300 мл — 19 руб. 90 коп.); сливки «Домик в деревне» — 21% (жирн. 10%; 480 мл — 54 руб. 90 коп.); молоко «Домик в деревне» — 19% (жирн. 2,5%, 950 мл — 47 руб. 90 коп.). На 33% подешевело масло сливочное «Экомилк» (жирн. 82,5%, 180 г — 59 руб. 80 коп.); на 24% — сыр «Сметанковый» (250 г — 129 руб. 90 коп.).

* В супермаркетах «Спар» — скидки на полуфабрикаты и заморозку. В лидеры распродаж попали наггетсы куриные со скидкой 29% (300 г — 68 руб. 90 коп.); пельмени «Сибирские» — 27% (1 кг — 189 руб. 90 коп.). Овощи замороженные «По-деревенски» стали дешевле на 30% (400 г — 69 руб. 90 коп.). Замороженная черника сбросила с прежней цены 37% (400 г — 119 руб. 90 коп.).

* В гипермаркетах «О’Кей» можно сэкономить на покупке овощей и фруктов. Свежие длинноплодные огурцы там подешевели на 33% (1 шт. — 19 руб. 90 коп.); свекла расфасованная — на 28% (1 кг — 12 руб. 90 коп.). Набор пряно-вкусовой зелени стал дешевле на 33% (115 г — 39 руб. 90 коп.); салат в горшочке — на 25% (1 шт. — 29 руб. 90 коп.). Виноград «Тайфи» сбросил с прежней цены 23% (1 кг — 99 руб. 90 коп.); апельсины — 22% (1 кг — 69 руб. 90 коп.).
                                                                   ДАННЫЕ ИЗ КАТАЛОГОВ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ
                                                                   ПО СОСТОЯНИЮ на 31.10.15



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (5578) от 02.11.2015.


Комментарии