Отчего ГУПы под лупой

Излишнее влияние государственных структур на сферу рыночных отношений, которое заметно во многих регионах страны, включая Петербург, мешает экономике развиваться. Но ситуация должна измениться, а качество произведенных в северной столице товаров и услуг вырасти. На это нацеливает Национальный план по развитию конкуренции в РФ, содержащийся в принятом недавно президентском указе.

 Отчего ГУПы под лупой | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Программы по развитию конкуренции принимались в России и раньше, только ни одна из них не достигала цели. Естественные монополии продолжали навязывать правила игры остальным рыночным игрокам, а малые предприятия и компании средней руки - жаловаться на притеснения с их стороны. И вот наконец замаячили перемены: правительство РФ, похоже, начало наступление на недобросовестную конкуренцию по всем отраслям.

Да еще наметило внятные, ощутимые ориентиры. Так, доля госзакупок с участием малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций в ближайшие три года, как ожидается, вырастет вдвое. А число нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти, напротив, должно снизиться в два раза. При этом в каждой значимой сфере будут конкурировать не менее трех компаний, одна из которых должна обязательно относиться к частному бизнесу.

Это общие для всех отраслей правила, а есть еще рубежи, до которых предстоит дотянуться, скажем, в дорожном строительстве (сокращение доли несостоявшихся закупок в шесть раз, до 5%) или здравоохранении (снижение цен на лекарства и медицинские изделия). Коренным образом нужно изменить устоявшийся порядок в сфере телекоммуникаций: проезжая по разным регионам России, пользователи отмечают сегодня необоснованную разницу в тарифах на услуги сотовой связи, и с этим антимонопольщики тоже намереваются покончить.

Но чтобы совершить подобное, следует «подправить» - и не позже, чем в 2019 году, - законодательную базу на федеральном уровне и в регионах. Это касается тарифной политики, размещения на муниципальных землях торговых объектов, «проникновения» государственных унитарных предприятий (ГУП) в частный бизнес.

Процесс огосударствления экономики вообще повсеместно сказался на развитии конкуренции, признает Вадим Владимиров, руководитель петербургского УФАС, - характерны такие тенденции и для северной столицы. Представители городских властных структур в 2017 году совершили 89 нарушений статьи 15 Закона о защите конкуренции (запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия), что в полтора раза больше по сравнению с предшествующим годом, получив 68 предупреждений. Большинство из них уже выполнены, девять обжалуются в судах.

И виновными нередко оказывались петербургские ГУПы, чью деятельность ныне принято рассматривать словно под лупой. По словам Вячеслава Тукаева, заместителя главы УФАС по Санкт-Петербургу, довольно много примеров, когда они вели на территории города коммерческую деятельность как обычные участники рынка, пользуясь своим особым положением.

В прошлом году УФАС возбудило двадцать одно дело по статье 14 антимонопольного закона (запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискриминации), а с начала этого года - девять. Хотя их могло быть существенно больше, если бы не акцент на профилактическую работу (она началась два года назад), которая предусматривает выдачу предупреждений.

Самые показательные такие дела в Петербурге - применение раскрученных брендов, дизайновый плагиат в оформлении упаковки, незаконное распространение баз данных и программного обеспечения, информирование потребителя о якобы безальтернативном способе получения услуги и т. д.

Когда в северной столице проводился Кубок конфедераций по футболу-2017, было выявлено семь случаев незаконного использования логотипа ФИФА. Подобную работу сотрудники УФАС собираются провести и нынешним летом - во время ЧМ-2018, а кроме того, готовятся охватить проверками гостиничный бизнес, склонный к картельному сговору для повышения цен.

Однако есть нарушения, которые вроде бы незначительны, но сильно распространены и изрядно досаждают петербуржцам. Имеется в виду прежде всего веерная SMS-рассылка и размещение «левой» рекламы в подъездах многоквартирных домов. Антимонопольщики признают: несмотря на все их усилия, одержать убедительную победу на этом фронте пока, увы, не удается.

#государство #рынок #влияние

Комментарии