Не напРАСный труд

Создание рабочего места для инвалида - это не только установка пандусов, подъемников или каких-то других специальных приспособлений. «Инвалидность» - понятие многогранное, и мы порой забываем, что в трудоустройстве нуждаются не только люди с ограниченными физическими возможностями. Но и, скажем, с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Не напРАСный труд | Первый шаг на трудовом пути - работа в защищенных мастерских. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Первый шаг на трудовом пути - работа в защищенных мастерских. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Забытая категория

- Общий уровень информированности о таких людях в нашем обществе абсолютно катастрофический, - утверждает Зоя Попова, исполнительный директор благотворительного фонда «Выход в Петербурге» (этот фонд получил президентский грант на проект по трудовой интеграции людей с РАС). - Да и уровень диагностики этого заболевания тоже. В нашем регионе диагноз «РАС» имеют около 400 детей. Хотя, если пользоваться статистикой, которая ратифицирована Минздравом, таких ребят у нас должно быть порядка 9 тысяч. Еще хуже со взрослыми, там вообще никакой статистики нет.

Поясним: еще с советских времен существовал диагноз «детский аутизм». Соответственно, при достижении совершеннолетия все аутисты чудесным образом «излечивались». Так что не стоит удивляться, что в программе «Доступная среда» (она реализуется и на федеральном, и на городском уровне), в которой перечислены особые потребности разных категорий инвалидов, нет ни слова о потребностях людей с РАС. Та же история, по словам Зои Поповой, и с рекомендациями по трудоустройству - много прекрасных предложений для различных категорий, но люди с РАС не упомянуты вовсе.

Притом что их трудоустройство (в отличие, например, от специально оборудованных рабочих мест для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) в серьезных вложениях не нуждается.

- Но оно требует от работодателя гораздо большей гибкости, даже неких «специфических настроек», - говорит Зоя Попова. - Зонирование пространства, визуальная и поведенческая поддержка, сопровождение на первых порах... Наша цель: информировать как можно более широкий круг потенциальных работодателей о том, как на самом деле несложно адаптировать и принять в свой коллектив человека с РАС и какую пользу он может принести.

Без метафор и иносказаний

В центре «Антон тут рядом» работают защищенные мастерские, которые в том числе готовят своих «студентов» к трудоустройству на внешнем рынке. Начинается подготовка с мотивационно-поведенческих аспектов.

- Реальность такова, что многие до 30 лет сидели дома и привыкли к абсолютно иждивенческой позиции. К тому же для людей с РАС характерны определенные особенности, связанные с их эмоционально-волевой сферой, - поясняет Зоя Попова.

Поэтому, как для будущих сотрудников, для них очень важны такие условия, как четкий рабочий график; четкие инструкции, которые даются простыми конкретными фразами без метафор и иносказаний, еще лучше в письменном виде; информация о том, как выдаются и сдаются задания и каковы критерии выполнения задачи.

- То, что человек с РАС может и должен работать, не обсуждается, это абсолютно общее место в мировой практике, - уточняет Зоя Попова. - И дело не в том, что некоторые из них обладают очень развитыми способностями к определенным видам деятельности: вниманием к деталям, фотографической памятью, усидчивостью. Даже если у человека с аутизмом нет выдающихся способностей, право на труд гарантировано ему Международной конвенцией, которая ратифицирована Россией. Задача - подобрать механизмы, которые помогут ему реализовать это право и платить налоги в бюджет, а не сидеть дома.

Президентский грант позволит сделать работу более комплексной. Планируется развивать систему стажировок, интегрировав ее в процесс подготовки. А также расширить круг работодателей, для которых в рамках проекта тоже проводятся тренинги с рассказом о том, что такое аутизм и как эффективно взаимодействовать с таким человеком.

Вместо комментария

Ирина КУЗНЕЦОВА,
начальник отдела комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга:

- Мы понимаем специфику и то, что большинство таких людей сами не придут к нам в службу занятости, чтобы получить помощь в трудоустройстве. Поэтому говорим большое спасибо тем организациям, которые занимаются их подготовкой. Это и общественные организации, и коррекционные школы, и реабилитационные центры.

Но есть еще много нерешенного... Прежде всего должен быть готов работодатель. В Петербурге есть и активно действует Совет бизнеса по вопросам инвалидности, который вовлекает в процесс трудоустройства людей с инвалидностью крупные компании. Они рассказывают о своем опыте, на каждой встрече у них появляется все больше единомышленников, возникает заинтересованность.

Так же надо работать с малым и средним бизнесом. Для человека с РАС адаптация в маленьком коллективе зачастую проходит лучше, а таких компаний в городе около 30 тысяч.

Кроме того, уже третий год мы ведем программу стажировок. Пока как пилотный проект.

Такая стажировка дает возможность, с одной стороны, человеку прийти к работодателю и попробовать себя, а с другой стороны - работодателю переступить через барьер. Ведь часто приходится слышать: «Я готов, но боюсь». Работодатель боится навредить, боится всяких санкций, ведь мнение, «если возьмешь на работу человека с инвалидностью, будут большие проблемы», к сожалению, бытует в этой среде.

При этом работодатель не несет финансовых затрат, город компенсирует и зарплату стажера, и доплату его наставнику. В прошлом году стажировку прошли более 50 человек и почти половина из них трудоустроены.

Механизм работает и очень востребован. Очень надеемся, что нам удастся перевести такие стажировки в статус государственной услуги.

#адаптация #интеграция #аутизм

Комментарии