Молочные му-у-уки

На будущей неделе в Москве пройдет презентация «Белой книги». Ее первыми обладателями станут эксперты, аналитики и ведущие игроки молочного рынка России. А также ближнего и дальнего зарубежья – ведь презентация пройдет на первом в нашей стране Международном форуме молочных аналитиков.

Молочные му-у-уки | Подумать только: этот «молочный цех» может произвести 10 – 12 тонн продукции в год. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Подумать только: этот «молочный цех» может произвести 10 – 12 тонн продукции в год. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Статистика на «подтяжках»

«Белая книга», по сути, путеводитель. Неспроста англоязычная версия издания – White guide, то есть «Белый гид». Идея его создания возникла еще пару лет назад вместе с образованием Центра изучения молочного рынка России. И вот результат: «молочные» графики, таблицы, статистика по каждому отдельно взятому региону. Адресовано издание прежде всего потенциальным инвесторам.

Об инвестиционных же планах государства объявил под занавес прошлого года министр сельского хозяйства России Александр Ткачев. Они поистине новаторские: государство направляет средства на увеличение поголовья коров в личных подсобных хозяйствах до численности немаленькой – один миллион особей. Потом выкупает этих коров, чтобы переселить их в уже существующие молочные комплексы и в мегафермы, которые будут построены.

У абсолютного большинства экспертов аграрного рынка подобные идеи вызвали серьезное недоумение.

О том, что стране не хватает молока, если не знают, то догадываются большинство россиян. Заполненные, казалось бы, до отказа молочные прилавки супермаркетов не показатель изобилия.

Натуральное молоко, из которого все это изобилие, по идее, должно делаться, в дефиците. Поэтому на смену кефиру, сметане, творогу, сырам, сливочному маслу пришли «кефирный продукт», «сметанный продукт», «творожный...», «сырный...». Вместо сливочного масла – знакомые спреды и новинка перерабатывающей промышленности – «масляная паста».

C введением Россией в августе 2014 года продовольственного эмбарго импорт молочной продукции, по данным информационно-аналитического агентства DairyNews, упал на 75%. Ассортиментную линейку обеспечивает только Белоруссия. Да несколько увеличились поставки, в основном сухого молока, из Уругвая, Китая и Бразилии.

При этом до высот невероятнейших вырос импорт пальмового масла. В январе – ноябре прошлого года в страну ввезли 794 тысячи тонн пальмового масла и его фракций, что на 23,6% больше, чем за тот же период 2014 года. Собственно говоря, «пальма», заменив в готовой продукции молочный жир, и превратила творог в «творожный продукт», а сыр – в «сырный»...

Ратовали за отечественное импортозамещение. Не случилось. Хотя в прошлом месяце Минсельхоз отрапортовал о впечатляющих итогах молочной «страды»-2015.

Главный ее итог – цитата: «Производство молока в России за год выросло на 2,4%». Объем производства в хозяйствах всех категорий составил 30 миллионов 781 тысячу тонн. Среди самых молоконосных регионов, сработавших со знаком плюс, назвали: Кировскую область (+ 43,3 тыс. тонн к прошлому году), Воронежскую (+ 35 тыс. тонн), Татарстан (+ 32 тыс. тонн), Краснодарский край (+30 тыс. тонн) и Калужскую область (+ 26 тыс. тонн).

Директор департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза господин Лабинов в интервью СМИ подкрепил статистику уверенностью: «Сохраняется положительная тенденция в производстве молока как в сельскохозяйственных организациях, так и в крестьянско-фермерских хозяйствах».

У экспертов Национального союза производителей молока («Союзмолоко») взгляд на ситуацию не столь оптимистичный. Обратив внимание на обнародованные Росстатом предварительные итоги 2015 года, они пришли к выводу, что объемы производства сырого молока в стране практически не изменились:

* 2014 год – 30 миллионов 791 тысяча тонн;

* 2015 год – 30 миллионов 781 тысяча тонн.

Статистика – вещь, как известно, лукавая. У любопытных экспертов удивление вызвал прирост производства в декабре на уровне 2%. И это в обычно «глухой» для молока период времени. Если бы не подозрительный декабрьский «скачок», то разница между объемами производства в прошлом и позапрошлом годах была бы куда больше 10 тысяч тонн.

Не исключено, что в декабре статистику «подтянули». Потому как не выгодно показывать очевидное снижение отечественного производства во время широкой кампании импортозамещения.

Хлев для племенной телки

Еще из печального. Поголовье коров в прошлом году продолжало сокращаться. В целом по России оно поредело на 1,8%. В общем стаде на 1 января нынешнего года насчитывалось 8 миллионов 379,2 тысячи голов.

Сокращение коровьего поголовья в отечественном АПК – процесс давний. За две последние пятилетки стадо уменьшилось на 10%. А если вести отсчет от «показательного» 1990 года, то картина и вовсе будет катастрофической: больше 60%! Причем активнее этот процесс идет в личных подсобных хозяйствах.

Теперь, кажется, понятно, почему Минсельхоз решил потрясти бюджетную кубышку и предоставить селянам возможность вернуть буренку на частное подворье. Причем вернуть не как традиционную кормилицу, а как – держитесь! – весомое звено в племенном деле всего молочного животноводства России.

Директор департамента животноводства и племенного дела Владимир Лабинов попытался расшифровать задумку. Но, похоже, завел рака за корягу: «Это будет система мер, которые за счет федерального бюджета предоставят хозяйствам населения бесплатную безвозмездную услугу по организации искусственного осеменения животных. С последующим выкупом маточного поголовья, телочек, которые будут иметь известное происхождение по отцовской линии, на сельхозпредприятия».

Действо рассчитано на пятилетку. По прикидкам министерских счетоводов, каждый год его реализация будет требовать примерно 11 миллиардов бюджетных рублей (без учета индексации на фоне инфляции). Через пять лет за счет этой «инновации» общественное стадо должно увеличиться на 1 миллион голов. Производство молока, соответственно, на 7 – 8 миллионов тонн. Таким образом, страна будет обеспечена отечественным молоком на 95%.

Министерская инициатива в декабре была озвучена в Госдуме. И, как уже говорилось, шокировала экспертов молочного рынка необъяснимыми, непонятными фантазиями вроде бы адекватных людей.

Да, проблемы с производством молока в стране есть. Да, поголовье сокращается... Но не все так безнадежно, чтобы призывать на помощь частные подворья и переносить в хлева деревенских жителей племенную работу, с которой вполне успешно справляются специализированные сельхозпредприятия.

По данным того же Минсельхоза – строка из официального документа: «За счет отечественных племенных ресурсов потребности сельхозпроизводителей в высококлассном племенном молодняке крупного рогатого скота молочного направления обеспечены на 72%. Это достаточно высокий показатель».

Придумывая для селян-частников новую «сферу занятости» на миллиарды бюджетных рублей, чиновники Минсельхоза предпочли не вспоминать о том, из-за чего, собственно, сокращается коровье поголовье в личных хозяйствах. Стремительно дорожают корма, не хватает квалифицированной ветеринарной помощи, не получается организовать централизованные закупки излишка домашнего молока и его продвижение на перерабатывающие предприятия, в торговлю.

И главное: человеческий фактор. Ну не хочет нынешнее молодое поколение деревенских жителей «крутить хвосты» коровам!..

Впрочем, выступая на недавнем съезде Национального союза производителей молока, глава аграрного ведомства Александр Ткачев о предполагаемой «новации» решил не распространяться, не дразнить специалистов более чем спорной темой.

На съезде министр больше педалировал на то, что потери молока необходимо компенсировать за счет ввода новых молочных комплексов, капитальной реконструкции старых, развития семейных (фермерских) животноводческих объектов, повышения продуктивности молочного скота.

Оказывается, все это вполне возможно, потому как нынешние «меры господдержки молочной отрасли беспрецедентны». Эта поддержка в наступившем году увеличена вдвое – почти до 30 миллиардов рублей. В постатейном раскладе – так:

* На 25% выросли субсидии по инвестиционным кредитам – до 5 млрд рублей.

* В 5 раз – субсидии по краткосрочным кредитам (до 1,5 млрд рублей).

* В 15 раз – возмещение прямых затрат, понесенных на строительство и модернизацию молочных ферм (до 6 млрд руб.).

* На 62% увеличен объем субсидий на каждый килограмм произведенного молока.

Киборг на буренкином новоселье

Если не говорить «за всю Россию», а обратить внимание только на молочное животноводство родной Ленинградской области, то все окажется не так печально.

Никакого сокращения коровьего поголовья не наблюдается. Как было в прошлом году 77,7 тысячи голов, так и осталось. Причем поголовье большей частью – племенное. По итогам 2015 года область заняла первое место в России по молочной продуктивности: средний годовой надой на корову составил 7950 килограммов молока. Для сравнения: средний показатель по России – 5590 килограммов.

В пяти племзаводах области – «Петровский», «Расцвет», «Гражданский» Приозерского района, «Гомонтово» и «Сельцо» Волосовского района продуктивность коров подобралась к 11 тысячам килограммов в год и в отдельных случаях перешла эту отметку. А в волосовском племзаводе «Рабитицы» каждая корова за прошлый год дала в среднем 12 139 килограммов молока.

Практически каждый год Ленобласть объявляет об открытии новой молочно-товарной фермы. Хотя такое понятие, как «ферма», для свежеиспеченных производственных объектов слишком скромное. На самом деле поднимаются большие, современнейшие животноводческие комплексы.

Так, в позапрошлом году животноводческим новосельем отметился племзавод «Петровский». Там появились три новых двора, рассчитанных на содержание почти тысячи животных, с доильным залом «Европараллель» и танками для хранения молока.

В том же году в племзаводе «Агро-Балт» Кингисеппского района ввели в эксплуатацию первую очередь новой молочно-товарной фермы – двор на шесть сотен коров беспривязного содержания и доильный зал на 56 мест.

Летом прошлого года в Волховском районе племзавод «Новоладожский» – ведущее хозяйство региона по разведению животных айрширской породы – запустил молочный комплекс на две тысячи ското-мест. Совокупный объем вложенных средств составил 950 миллионов рублей.

А осенью на полную мощность заработал комплекс сельхозпредприятия «Новое время» Лужского района. Хозяйству этому больше полувека, было оно когда-то и на хорошем счету, но с началом перестроек и реформ принялось опасно балансировать между «быть» или «не быть». Падало производство, менялись хозяева... До тех пор пока не пришел новый инвестор – племенной завод «Ручьи». Да, те самые «Ручьи», прописка которых под боком у Петербурга.

С давным-давно обжитой пригородной территории племзавод потихонечку вытесняют – мегаполис разрастается. Вполне реальная угроза быть сметенным с лица почти городской земли нависла над животноводческим комплексом «Лаврики». А там – высокопродуктивный скот голландской породы, молочный завод при комплексе...

Переселение в другое место – единственно разумный выход из сложившейся ситуации. Вот и поехали за полторы сотни километров в «Новое время». Всего за год с небольшим реконструировали четыре старых двора здешней фермы, построили два новых. Весь комплекс рассчитан на 1600 дойных коров. Специалисты утверждают, что по «начинке» он не имеет аналогов в России. Там сосредоточены самые лучшие мировые технологии, начиная с автоматизированной системы подготовки и раздачи кормов и заканчивая программным комплексом, который позволяет контролировать все производственные процессы.

Кстати, когда-то давно, еще в середине 1990-х, «Ручьи» обзавелись первым в Ленобласти роботом-кормораздатчиком. Теперь понятно, каким же он был примитивным по сравнению с тем «киборгом», который работает сегодня во дворах ручьевского «Нового времени».

Новые фермы, дворы, реконструированные комплексы, доильные залы, роботы, автоматизированные системы управления... Только в таких условиях можно поднять тот миллион буренок, которых не хватает для полного обеспечения страны молоком собственного производства. А коровий закуток на частном подворье – это все-таки другая история.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 032 (5649) от 25.02.2016.


Комментарии