Мат посреди урока

В России в очередной раз собираются вводить уроки шахмат - во всяком случае такую задачу поставила министр образования Ольга Васильева. Петербург как один из самых шахматных городов страны, конечно, обеими руками «за». Однако дьявол кроется в деталях, а с этими деталями, как показало вчерашнее обсуждение в пресс-центре ТАСС, все обстоит не так благополучно.

 Мат посреди урока | Коллаж Василия АЛЕКСАНДРОВА

Коллаж Василия АЛЕКСАНДРОВА

Саму перспективу приветствуют все - и представители Минобразования и Минспорта, и шахматная федерация, и тренеры, и действующие гроссмейстеры. Идея самая благая, а точнее, их даже две. Первая лежит на поверхности: хочется возродить ту массовость, которая приносила многочисленные победы советской шахматной школе.

Петербургу, правда, и сейчас грех жаловаться на результаты - четверо наши гроссмейстеров входят в топ-40 в мире. И потом, для успехов на высшем уровне зачастую гораздо важнее массовости точечная работа с талантливыми ребятами.

- Важно, чтобы мы не забывали помогать тем детям, которые вот-вот готовы чего-то достичь, - считает преподаватель ДТЮ, успешный тренер с огромным стажем Алексей Юнеев. - Чтобы им находили наставников, находили турниры. Как, например, помогли в свое время Никите Витюгову, обеспечив возможность работать с Виктором Корчным.

В общем, для достижения спортивных результатов совсем не нужно вводить обязательные уроки - достаточно развивать ту систему, что имеется сейчас. Помимо собственно шахматных клубов существует немало школьных кружков (охвачены, по оценке председателя детско-юношеской комиссии городской шахматной федерации Павла Другова, примерно 200 школ).

Конечно, в кружки идут те, кто этого хочет, обязательные уроки - совсем другая история. Зачем они нужны? Лучше всего на этот вопрос ответил многократный чемпион России Петр Свидлер:

- Может быть, уроки шахмат в школе и не дадут нам великих чемпионов. Важнее, мне кажется, их образовательная роль. Развитие логики, счетных способностей - это само собой разумеется. Кстати, для многих детей это вообще первый опыт, когда им приходится всерьез рассчитывать, к чему могут привести их действия. Вообще шахматы - это важный инструмент, который учит ответственности за свои поступки. И, может быть, самое важное: они учат детей проигрывать. Сейчас детей принято хвалить, и как отец я это отлично понимаю. Но в результате у детей слишком долго нет опыта неудач. А здесь тебе на раннем этапе показывают, что не все и не всегда складывается так, как тебе хочется. Зато при этом все находится под твоим контролем, все зависит от тебя - и это, на мой взгляд, очень позитивный опыт, который дают шахматы.

Что ж, с многолетним лидером петербургских шахмат трудно спорить. Хотя то же самое можно сказать и о любой логической игре, и даже киберспорте, который у нас принято ругать и считать злом. При этом не принято говорить о том, что шахматы ментально очень жесткая игра, и кроме плюсов в подобном обучении могут быть и минусы. Хотелось бы увидеть хоть какие-то научные исследования на эту тему - вводить для всей страны уроки без научной базы как-то странно.

И, наконец, самый главный вопрос: как оно в реальности будет происходить? Тем более что рулить всем будет Министерство образования, а его способность проводить эффективные реформы вызывает большие сомнения.

- Конечно, это потребует серьезной подготовки и новых нормативных документов, - рассказывает зампред городского комитета по образованию Анна Грубская. - Будут внесены изменения в федеральный стандарт, нужно подготовить программу, выпустить учебники. Очень остро встанет кадровый вопрос: как подготовить достаточное количество учителей? Но по нашей оценке, мы в течение двух лет реально сможем создать институт повышения квалификации, чтобы педагоги смогли преподавать в школе шахматы.

Сотрудникам в комитетах, как обычно, жизнь представляется простой и ясной, как должностные инструкции. Представители шахматного мира видят гораздо больше проблем.

- Конечно, у нас есть некоторая тревога, потому что очень много придется работать над подготовкой кадров, - считает исполнительный директор городской шахматной федерации Владимир Быков. - Мы должны предъявить серьезные требования к педагогам, чтобы ребенка не отвадить от шахмат, а наоборот, привлечь.

Мы все знаем, как школьная «обязаловка» порой становится лучшим средством вызвать отвращение ко многим предметам, и у шахмат есть шанс попасть в это число, особенно если вести их будут кое-как подучившиеся учителя. Неудивительно, что тренеры с собственным опытом преподавания в школах просят об осторожности.

- Я сам долго вел уроки шахмат, - рассказывает председатель детско-юношеской комиссии городской шахматной федерации Павел Другов. - Знаю, насколько это сложно и интересно, как трудно увлечь каждого ребенка. Задача трудная, но выполнимая.

- Очень хотелось бы, чтобы это было сделано правильно и без лишней спешки, - говорит Алексей Юнеев. - Нужно внимательно проанализировать опыт тех стран, где это введено, например, в Армении, есть примеры в Евросоюзе. Там все начиналось с интенсивной подготовки педагогов. При этом один педагог одновременно работает в нескольких школах, что позволяет ему нормально заработать себе на жизнь. Не секрет, что одна из главных проблем наших педагогов - низкая зарплата.

Собственно, у автора этих строк тоже есть пятилетний опыт работы преподавателем шахмат в школе. И могу сказать, что шахматы для всех - это очень трудно. Все-таки многим детям эта игра не слишком подходит, особенно девочкам. Как-никак здесь нужно уничтожить противника, а разве это женское дело?

- Есть такая проблема, - в кулуарном разговоре согласился со мной Павел Другов. - Но решить ее можно за счет очень интересной программы. Точно могу сказать, что класс нужно будет делить пополам, иначе увлечь детей будет почти невозможно.

- Думаю, лучше всего будет сделать это обучение очень быстрым, - в свою очередь считает Алексей Юнеев. - Тогда шахматы просто не успеют надоесть тем, кому они не так близки.

И, конечно, есть еще опасность - что к шахматам в школе будут относиться пренебрежительно, как к предмету второго сорта и лишней нагрузке - вроде ОБЖ. Избежать этого сложно, а отрицательный эффект будет большой, шахматы в этом случае рискуют потерять имидж элитного и почетного занятия. Кстати, те же успехи советской шахматной школы объяснялись не только массовостью, но и престижем.

Словом, подводных камней немало. На мой взгляд, разумно начать внедрение обязательных уроков шахмат с небольшого пилотного проекта - хватило бы по одному району в Петербурге и Москве. Только вот, боюсь, у нас, как обычно, будут внедрять все и сразу - ведь большая федеральная программа это и соответствующее финансирование. Впрочем, пока ничего не ясно: конкретная модель реформы не утверждена, впереди еще немало совещаний и обсуждений. Хочется верить, что голоса шахматных тренеров в них будут услышаны чиновниками.

#шахматы #школа #обсуждение

Комментарии