Логика потока

Газовики объяснили, чем руководствовались при выборе маршрута газопровода «Северный поток-2», который пройдет по дну Балтийского моря от побережья Ленобласти до Померанской бухты (Германия). Отчет ЭСПО об экологическом трансграничном воздействии проекта между тем поступил на рассмотрение стран, в чьих водах проляжет новая магистраль (РФ, Финляндия, Швеция, Дания и Германия). Одновременно компания Nord Stream 2 AG, реализующая проект, начала процедуру оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в России. Соответствующий отчет будет представлен в ближайшее время, а немного позже по нему также пройдут общественные слушания.

Логика потока  | Инфографика представлена пресс-службой компании Nord Stream 2

Инфографика представлена пресс-службой компании Nord Stream 2

Экономическая составляющая проекта сомнений не вызывает. Новая магистраль, напомним, будет представлять собой две нитки трубопровода (дополнительно к двум действующим) протяженностью 1220 км, по которым российский природный газ поступит через Балтику на европейские рынки.

Причем обеспечить его доставку газовики собираются в сжатые сроки. Два года они отвели себе на проектирование, оценки и согласования. Еще меньше времени уйдет на строительство: начать его планируется во втором квартале 2018 года, а завершить к концу следующего. Остальная часть инфраструктуры, за которую отвечает «Газпром», к тому времени будет готова. То есть ко второму «потоку» от наземной магистрали проляжет трубопровод, вдоль которого появятся мощные компрессорные станции.

По такому же сценарию газовики действовали чуть больше десяти лет назад, когда стартовал «Северный поток-1» с теми же техническими параметрами. Различий между этими международными проектами почти нет, кроме точки врезки. Тогда газовый экспортный поток отправился от северного побережья Финского залива, от Выборга (первая нитка заработала в 2011 году, вторая позже), а сейчас готовится стартовать от южного, соединившись с газпромовской трубой за Кургальским полуостровом, где расположен особо охраняемый природный комплекс - известный заказник.

Почему компания Nord Stream 2 AG склонилась к такому решению, понимая, какая реакция последует со стороны экологов и научного сообщества? Разработчики утверждают: причиной тому не пренебрежение российскими нормами. Свой выбор, получивший широкий резонанс уже на начальном этапе, специалисты назвали единственно возможным и привели доводы.

Нарастить трубопроводные мощности по прежнему маршруту нереально, считает Саймон Боннелл, руководитель департамента разрешительной документации компании. Наземный транспортный коридор, который отведен газовикам, для этого слишком узок, учитывая освоенные промышленные территории и плотную застройку. Да и морская часть пути вызывает вопросы, если учитывать сложный рельеф дна в этой части залива.

Дальше руководствовались той же логикой, которая вела проектировщиков по побережью, заставляя миновать Петербург с пригородами, территорию ЛАЭС и прочие индустриально-географические препятствия. В результате пришлось остановиться на двух уязвимых с экологической точки зрения вариантах, пояснили в компании: маршрут через мыс Колганпя, который затронет Котельский заказник и пройдет вблизи будущего заповедника «Ингерманландский», и другой - через Нарвский залив (Кургальский заказник).

Первый маршрут натыкался на судоходные пути в Петербург, Выборг и Усть-Лугу, что повлекло бы ограничение трафика в этом районе, на прибрежное мелководье, требующее серьезных дноуглубительных работ, и зону влияния военно-морского ведомства. По словам Саймона Боннелла, расчеты показали, что воздействие на флору и фауну при этом было бы значительнее, чем при нарвском варианте. Тем более что трасса пересекала бы место обитания кольчатой нерпы и серого тюленя.

Альтернативный маршрут, вокруг которого ломаются копья, тоже вызывает вопросы, ведь на охраняемых государством заповедных землях строительство запрещено. Но из двух зол, говорят газовики, приходится выбирать меньшее. Вот их аргументы:

Нарвский залив удобнее для строительства, там гладкое песчаное дно (объем дноуглубительных работ будет вчетверо меньше), поблизости нет судоходных каналов и портов, больше шансов обеспечить безопасность при сооружении и эксплуатации трубопровода. К тому же эта трасса не обеспокоит птиц и морских млекопитающих.

Главный же довод: наземные технические сооружения останутся вне пределов заказника, труба пересечет территорию на протяжении 3,5 км (общая его площадь 600 кв. км), в пределах которой особую ценность, по мнению промышленников, представляет участок чуть больше километра: он, да, к сожалению, пострадает (сразу оговоримся, что, по мнению экологов, размер бедствия будет серьезнее).

Но в любом случае разработчики возместят потери, полагает Григорий Вильчек, глава российской группы по экологии и разрешения Nord Stream 2 AG. Компания, утверждает он, руководствуется стандартами Международной финансовой корпорации, описывающими весь комплекс работ, которые жестче российских. В том смысле, что заставляют не компенсировать ущерб «один к одному», а восполнять с превышением.

На практике это будет означать следующее. Ширину коридора, который пересечет заказник, «нордстримовцы» уменьшат почти вдвое, до 55 метров, а встреченные при строительстве краснокнижные растения (прострел луговой, отдельные виды мхов и лишайников) переселят руками ботаников на другие места по программе, которую ученые разработают, опираясь на регламенты Росприроднадзора. Специалистов Санкт-Петербургского научного центра РАН и экологов, представлявших вузы и научно-исследовательские институты северной столицы, газовики, кстати, уже привлекали на стадии предварительного изучения в 2015 - 2016 годах.

Пострадавшие от пожаров участки кургальского леса компания обещает восстановить и готова подставить плечо любым инициативам со стороны кингисеппской администрации, скажем, для ограничения неконтролируемого туризма. А бывшие картофельные поля на границе с заказником намерена превратить, выражаясь по-научному, в объекты ценной экосистемы - как в Германии при строительстве первого «потока».

Что же касается водной части, то применяемая технология укладки труб ущерба морским обитателям не нанесет, заверяют операторы проекта. Даже если трубу заглублять, а не укладывать просто на дно в обетонированной оболочке. А кроме того, при трубоукладке будут использованы суда так называемого безъякорного типа, не «хватающие» дно.

Другое соображение в пользу экологически неудобного варианта трубопровода показалось заманчивым самим кингисеппцам. Правительство

Ленобласти и «Газпром» подписали соглашение, по которому южные районы 47-го региона при осуществлении проекта получат 25 млрд кубов газа. Голубое топливо придет на предприятия создающегося в Усть-Луге нефтехимического кластера, а некоторая его часть - на газификацию домовладений.

Местный малый бизнес, действующий в сфере услуг (гостиницы, общепит и др.), рассчитывает получить на тендерной основе крупные заказы, совокупный размер которых только по этой подрядной стройке составит 3 млрд рублей. Тендерные процедуры уже идут.

Мало того, компания заключила контракты на производство труб: больше половины объема (60%) поставят российские металлургические предприятия - Челябинск и Выкса. Петербургские поставщики оборудования, памятуя о первом «потоке», тоже надеются на свое участие в транснациональном проекте, берущем начало на Северо-Западе.

Так что за его судьбой следят не только экологи, и не только с ними ведут диалог газовики. Хотя сам «Газпром», дочка которого будет строить «Северный поток-2», свою часть проекта инфраструктуры предъявить общественности не спешит.

#газопровод #экология #экономика

Комментарии