Кто держит руку на пульсе народов: круглый стол в Доме национальностей

Вызовы и риски нынче возникают стремительно и, как правило, неожиданно - что в геополитике, что во внутренней жизни страны.

Кто держит руку на пульсе народов: круглый стол в Доме национальностей | Иллюстрация Oleg-Zabielin/shutterstock.com

Иллюстрация Oleg-Zabielin/shutterstock.com

И здесь особенно важно вовремя услышать голос ученых, способных распознать болезнь в ее инкубационном, латентном периоде, то есть до того, как проблема станет очевидной для всего общества. Попыткой такого «диагностико-профилактического» экспертного разговора стал «круглый стол», прошедший в Санкт-Петербургском Доме национальностей. Он был посвящен профилактике национального и религиозного экстремизма в условиях современных вызовов и угроз.

Мероприятие было организовано общероссийской организацией «Юристы за права и достойную жизнь человека» с использованием гранта президента РФ на развитие гражданского общества в рамках проекта «Мир нашему дому! Совершенствование профилактики национального и религиозного экстремизма силами институтов гражданского общества». В работе «круглого стола» приняли участие авторитетные эксперты-политологи, этнологи, социологи и религиоведы из Петербурга и Москвы, члены Общественной палаты, а также чиновники, адвокаты и лидеры национально-культурных объединений северной столицы.

Открывая встречу, член Совета при президенте РФ по правам человека и развитию гражданского общества и Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Александр Брод напомнил, как еще пять лет назад в Петербурге случались нападения на иностранных студентов и выступления радикальных группировок.

- Усилия власти и правоохранителей помогли нейтрализовать эти группировки и изменить настроения в городе, - отметил Брод. - Но мы сегодня не будем отчитываться об успехах, а постараемся обсудить проблемы и выслушать предложения участников. Все рекомендации пойдут в общую копилку проектов для некоммерческих организаций России.

За шесть лет, прошедших с появления «майского указа» президента о межнациональном согласии, в стране были созданы и заработали Стратегия государственной межнациональной политики, федеральная целевая программа и 15 региональных программ в 11 регионах (только в Петербурге две посвящены решению проблем мигрантов). Сегодня проблема межэтнических взаимоотношений для большинства населения Северо-Запада, если судить по опросам, не входит даже в десятку волнующих людей проблем, а процент людей, удовлетворенных состоянием дел в межнациональной сфере, в России составляет 78% (в СЗФО - 76%). Статистика межнациональных отношений в северной столице тоже с каждым годом все позитивнее, демонстрируют соцопросы. И вообще мигрантофобия и исламофобия в принципе должны быть чужды петербуржцам.

- Многонациональность и многоконфессиональность можно считать исторически сложившейся визитной карточкой Петербурга, - подчеркнул доцент кафедры социологии и религиоведения РГПУ им. Герцена Алексей Гайдуков. - Когда Петр I приглашал для строительства новой столицы иностранцев, он указами 1702 года разрешил им исповедовать свои «инославные христианские исповедания». Здесь строили укрепления татары и башкиры, а значит, мусульмане живут в городе с первых его дней.

Да, в Петербурге сложилось определенное взаимопонимание и даже дружба между различными религиозными и этнообъединениями, а также выстроен неплохой их диалог с властью. Духовные и общественные лидеры регулярно проводят совместные мероприятия, случались даже православно-мусульманские панихиды...

Однако некоторые эксперты отмечают: сейчас работа местного сообщества на сближение задевает лишь очень узкую и уже вполне адаптированную к жизни в Петербурге прослойку представителей этносов - активистов общественных и религиозных объединений, чаще всего уже российских граждан. Праздники, встречи, дискуссии и прочие межнациональные события, на которые так рассчитывает власть и которыми она привыкла измерять «пульс» и «температуру» этносферы, проводятся в основном этими людьми и для них. Не задевая, как правило, основной целевой аудитории, с которой у народа в основном ассоциируется религиозный экстремизм, - многочисленной армии мигрантов. Вот и получается, что «термометр» подтверждает здоровье не того пациента. А работа в области национальной политики ведется в основном в фестивальном либо «пожарном» форматах.

- Пока среда мегаполиса себя реализует в этническом плане лишь фестивалями народной культуры, - говорит научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана Российского этнографического музея Владимир Дмитриев. - Это неплохо, но не отражает отношения общества и государства к этнической теме. Мы имеем практически полное исчезновение (за исключением фольклора) зримых форм национальной культуры и явную общественную потребность в ее презентации. Необходимо сместить самовыражение национальных чувств в сторону современных форм, и прежде всего масс-медиа.

Протоиерей Александр Пелин с этим тезисом в принципе согласен, но при этом отмечает: этническое самосознание нередко перерастает в политическое, и тогда человек хочет уже не только танцевать и рассказывать о своей культуре, а начинает говорить о самоопределении. А это может вести к угрозе сепаратизма и риску развала страны. По мнению Пелина, гарантией стабильности и целостности России является сильное государство с уже сложившейся общностью - российским народом. И эту общность надо всеми силами беречь и укреплять.

Материал был опубликован в газете под №104 (6213) от 14.06.2018 под заголовком «Кто держит руку на пульсе народов».

#толерантность #вера #национальности

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (6213) от 14.06.2018.


Комментарии