Главная городская газета

Компьютеры заменяют чиновников

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Компьютеры заменяют чиновников | Иллюстрация Den Rise/shutterstock.com

Иллюстрация Den Rise/shutterstock.com

Около 170 видов государственных и коммунальных услуг петербуржцы могут получить сегодня, «общаясь» с компьютером, и перечень этот продолжает расти. Северная столица одной из первых в России перешла на использование «виртуальных» полисов обязательного медицинского страхования (ОМС) - пока с ними работают 29 медучреждений города, но до конца года станут принимать все муниципальные поликлиники и стационары. Записать ребенка в школу или детсад тоже можно, заглянув на портал госуслуг. А с недавних пор появилась еще и возможность подать заявление на бракосочетание и оплатить госпошлину, не выходя из дома. Правда, есть факторы, тормозящие шаги электронного правительства, преодолеть которые с ходу не всегда удается.

Чтобы добиться нужной бумаги или решить важный вопрос, теперь необязательно идти в присутственное место и терпеливо ждать под дверью чиновника. В век информационных технологий много услуг можно получить, сидя у компьютерного монитора. Это не просто облегчает будничную жизнь, но и делает работу органов власти эффективнее и прозрачнее.

За последние десять лет, то есть с того времени, как городским порталом государственных и коммунальных услуг (его адрес: https://gu.spb.ru) стали пользоваться жители северной столицы, было зафиксировано более 90 млн обращений. Причем он не дублирует аналогичный федеральный портал, а «заточен» под местную специфику, уверяет его разработчик - Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр (ИАЦ). Вот только получить в электронном виде можно пока половину тех услуг, которые предоставляют сегодня 58 многофункциональных центров (МФЦ) города.

«Причина простая, - поясняет Юрий Захаров, первый заместитель директора ИАЦ. - Чтобы определенный электронный документ имел такое же юридическое значение, как и бумажный, нужно соблюсти ряд процедур, получить электронную подпись. Да и не все информационные системы способны работать со сложными инструментами. Плюс другая сторона дела: наша правовая система консервативна, она медленно откликается на требования дня».

Тем не менее времена, когда документ «вызревал» месяцами, отошли в прошлое. Это стали ощущать и предприниматели, для которых Смольный готовил бумаги порой на протяжении полугода и больше, отгородившись административной непрозрачной стеной. В некоторых сферах, касающихся деятельности малого и среднего бизнеса, запущен электронный документооборот. Заработала единая информационная система в строительном комплексе, благодаря чему семь видов юридически полноценных документов, включая самые «тяжелые» (оформление разрешения на строительство, например), можно получить теперь в виде файла.

Это первая ласточка, говорят информационщики, главное - обкатать механизм и переходить на другие виды востребованных бизнесом электронных услуг. Одно время тормозить этот процесс стали возможности серверного оборудования - специалисты уперлись в технический потолок. Однако с прошлого года, когда задействовали мощности нового центра обработки данных, работа оживилась. Чтобы поднять ее на европейский уровень, нужны деньги и время. Это касается и не осуществленного по сей день проекта по введению единой карты петербуржца.

Напомним, что еще летом прошлого года губернатор Петербурга и глава Центробанка РФ подписали меморандум о сотрудничестве, предусматривающий создание нового платежного документа для жителей северной столицы. Подсчитали даже, что на первых порах такой персонализированной картой, которая обеспечивает адресную социальную поддержку и позволяет выполнять множество функций («награждая» к тому же скидкой в торговых сетях), могли бы обладать свыше 53 тыс. петербуржцев.

Социальная карта москвича, опирающаяся на информационные технологии, однако, давно действует, а в нашем городе подобный проект дальше чиновничьих кабинетов пока не пошел. Но и не свернут - работа над ним продолжается.

«Когда появится единая карта петербуржца, это будет скачок в предоставлении госуслуг, - продолжает Юрий Захаров. - Но и сегодня мы на месте не стоим: расширяем информацию об услугах, повышаем их качество, а значит, и доверие к электронным ресурсам. В год отмечаем уже около полутора миллионов обращений на портал, что немало. Хотя вопросы у людей остаются: раньше дали бумажку, подтверждающую, что ребенок записан в первый класс такой-то школы, и родители успокоились. А тут ничего на руках нет...».

Качество оказываемых населению услуг оценивает федеральная информационная система, а еще есть общественное «зеркало». По словам директора петербургского ГКУ «МФЦ» Константина Маркова, работе питерских многофункциональных центров жители города, включившись в SMS-опросы, дали без малого пять баллов из пяти.

«Это действительно удобно, - говорит руководитель госучреждения, - особенно если через мобильное приложение получить сведения о том, какие центры на данный момент загружены и куда лучше пойти. Или, предварительно записавшись, получить целый комплекс услуг одновременно, без всяких очередей».

Благом для петербуржцев стала также возможность оформить загранпаспорта старого образца (с 5-летним сроком действия) в МФЦ, а с февраля нынешнего года можно не только подать туда документы на замену российского паспорта, но и получить готовую книжицу. Эта услуга предоставлялась лишь в двух центрах города (в Выборгском и Красногвардейском районах), а с 20 марта паспорта обещают выдавать все МФЦ. За два месяца, январь и февраль, принято 28,3 тыс. обращений на замену главного российского документа и 6,2 тыс. - на оформление загранпаспорта.

Широкое распространение получит и другое нововведение: замена водительских прав и выдача автолюбителям удостоверений международного образца. Сегодня эта услуга действует в пилотном режиме в МФЦ на Новочеркасском проспекте, 60. За два месяца ею воспользовались почти полтысячи человек.

В то же время успела прижиться функция центров, связанная с выдачей, подтверждением и восстановлением ключей простой электронной подписи, необходимой для оформления госуслуг в электронном виде. В прошлом году такие ключи получили 242 тыс. жителей мегаполиса, а свыше 200 человек - консультации по оформлению так называемого дальневосточного гектара, где процедура предусматривает использование электронной подписи.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook