Игры взрослеющих детей

Вспышки насилия в школах. Избиения подростков за неправильную одежду под лозунгом «Поясни за шмот». Алкогольная и наркотическая зависимость у школьников. Каждый раз общество изумляется: откуда это все взялось?! Вроде бы кругом нормальные дети. Неплохо учатся, занимаются спортом, не пьют, не курят. Ну да, слегка «зависают» в Интернете... Но оказывается, что это не то что другая планета, а другая вселенная. Они по-иному, чем мы, ходят, говорят, одеваются, думают и поступают.

Игры взрослеющих детей | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Рэп вместо комсомола

Разумеется, эта «вселенная» загадочна только для нас, непосвященных. К коим, увы, относятся и многие журналисты, с успехом создающие и эксплуатирующие те или иные мифы или сенсации. Для специалистов же, внимательно следящих за процессами в молодежной среде, сенсаций там немного.

Вот, к примеру, не так давно вошедшее в обиход слово «вписка». По-простому - молодежная вечеринка без родителей у кого-нибудь на квартире или на даче с алкоголем, иногда с наркотиками и сексом (чаще по согласию, но бывает и без оного). Все это было и 100 лет назад, просто сейчас приобрело новые формы: сбор через соцсети (с возможностью пригласить и ранее не знакомых людей), видеофиксация с частым выкладыванием в Интернет и т. д.

А снискавшие миллионы поклонников рэп-батлы! Покопайтесь в истории и вспомните знаменитые дебаты Луначарского с митрополитом Введенским или Есенина с Маяковским. Все повторяется, но... на другом витке спирали.

Как и прежде, молодежная среда представляет собой конгломерат субкультур - сообществ, отличающихся определенным типом поведения. А в их рамках возникают неформальные молодежные организации (НМО) - структуры с некими сформулированными идеями, подобиями уставов, ритуалами и прочими атрибутами. Собственно, и вопрос-то, как и раньше, ставится один: как наше взрослое общество должно на все это реагировать?

И вот тут начинаются несовпадения.

При советской власти молодежная организация была всего одна - комсомол. Все остальное - ереси, за которые сажали, ссылали, выгоняли с работы, отчисляли из вузов и подвергали иным формам остракизма. На излете советских времен, правда, в самом продвинутом городе страны Ленинграде были созданы (скажем не таясь - по инициативе и при непосредственном содействии КГБ) и другие структуры - рок-клуб, сообщество молодых литераторов «Круг» и Товарищество экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ).

Мысль власти была очевидной и простой: чем тусоваться где-то по углам, резвитесь у нас «на ладошке». Пойдете «не туда» - научим, подправим...

Сегодня все сложнее. Пытаться удержать «на ладошке» молодежную стихию - дело гиблое. Да, можно патриотическими лозунгами либо перспективами карьерного роста замотивировать какую-то небольшую часть, втянуть ее в политику. Но все «ереси» под жесткий контроль не возьмешь. А не считаться с ними невозможно. Самое умное - внимательно наблюдать, вмешиваясь лишь в крайних случаях.

В течение трех последних лет мониторинговое исследование молодежной среды проводили специалисты городского центра социальных программ и профилактики социальных явлений среди молодежи «Контакт». Как они сами признают, Петербург для такой работы - самый что ни на есть благодатный объект. Оказывается, он не только культурная, но и субкультурная столица России. Здесь НМО разного толка, что называется, цветут пышным цветом.

Судя по степени упоминания в молодежной среде, 20,5% из них - политической направленности (националисты, анархисты, антифашисты, монархисты), 7,4% - спортивной (в основном футбольные фанаты), 19,4% - музыкальной (алисоманы, рэперы и т. д.), 33,3% - с особым образом жизни (хиппи, эмо, готы, хипстеры и т. д.). Группы как таковые текучи и недолговечны - одни создаются, другие распадаются или вливаются в третьи. При этом границы их размыты - один и тот же человек может слушать рэп, ходить на футбол и быть, к примеру, анархистом.

По полученным данным, около 20% молодых людей входят в какое-либо НМО либо разделяют его идеи. Попадают они в эти «добровольные сети» начиная с 12 - 13-летнего возраста и в среднем держатся там около трех лет.

Поорать, и не только...

Что их туда тянет? Как они сами признают, стремление к самовыражению (45%), нежелание быть как все (30,7%), поиск новых ощущений (29,4%). Естественно, молодежь прежде всего интересует «движуха». Алисоманы «оттягиваются» на концертах, «футболисты» - на стадионах, «политики» - на митингах, акциях протеста, маршах.

Есть, однако, достаточно большой слой молодых людей, которым мало поорать на митингах - их привлекает конкретное действие. В свое время, как мы помним, «Хрюши против» боролись с просроченными продуктами, «Синие ведерки» - с незаконными «мигалками», а «СтопХам» - с незаконными парковками. Были и пострашнее - «Русская зачистка» вела борьбу с нелегальной торговлей, а «Трезвый двор» объявил войну любителям распивать алкоголь в неположенных местах. Эта «социальная активность» сплошь и рядом граничила с нарушением закона и заканчивалась телесными повреждениями разной степени тяжести.

«Национальное» же направление (в эту нишу попали, к примеру, скинхеды и «патриоты» разного толка) вообще породило массу уголовных дел.

Вывод очевиден - хотя ученые и наблюдают за этими процессами, правоохранители их чаще всего «контролируют» по факту: мол, убьют, тогда приедем. Многочисленные же «предупреждающие сигналы», как правило, остаются неуслышанными.

Впрочем, убийцы порой подкрадываются по-тихому, без лозунгов и эффектных пиар-акций. Так, в позапрошлом году мы узнали о пресловутых «Синих китах» - интернет-сообществах, где детей склоняли к суициду. Надо сказать, что реакция СМИ на эту информацию оказалась на редкость безграмотной. Всплеск интереса к «китам» был зафиксирован сразу после статьи (как потом выяснилось, во многом еще «сырой») в известной оппозиционной газете и передачи в одном из телевизионных ток-шоу. Дальше пошли «работать» соцсети (современный аналог «сарафанного радио»), начался лавинообразный процесс.

Как только СМИ «прикрутили краник», процесс пошел на спад.

Использование же молодежной среды в качестве своеобразного индикатора общественных процессов дает массу поводов для размышлений. Вот, казалось бы, бесспорная тема - отношение к экстремизму. Общество и закон однозначно говорят ему «нет». А по данным центра «Контакт», в целом отрицательно относятся к экстремистским организациям лишь 53,4% молодежи. Нейтрально — 22,9%, а положительно 5%.

Что это значит? А то, что экстремизм не есть некая стерильная субстанция, взращиваемая в пробирке. Он может незаметно (разумеется, для нас с вами) «встроиться» в любое НМО. Сей вывод, допускаю, кое у кого может вызвать горячее желание «всех запретить». Но эти радикальные иллюзии из головы надо выбросить - путь к тоталитарному прошлому закрыт навсегда.

Тем не менее нельзя закрывать глаза на весьма знаковую (впрочем, не только для молодежи, но и для всего нашего общества) тенденцию - криминализацию сознания. И речь не только о неожиданно набравшем популярность движении АУЕ (один из вариантов расшифровки - «Арестантско-уркаганское единство») и по-прежнему высоких рейтингах «бандитских» телесериалов. Криминал проникает в образ мыслей, стиль поведения, речь (язык, как известно, зеркало жизни), манеру одеваться.

«Разворот мозгов» в этом направлении обеспечивает вся окружающая жизнь. Драки и площадная брань в прямом эфире с участием известных людей. Явное несоответствие (при всех разговорах о борьбе с коррупцией!) официальных доходов и реальных расходов нашего истэблишмента. Тотальная героизация преступного мира - за постсоветское время создан целый пласт культуры, буквально паразитирующий на этой теме.

Стоит ли удивляться, что едва ли не нормой жизни стали избиения подростками своих сверстников со съемками всего процесса на видео и последующим выкладыванием записи в Сеть. Они этого не стыдятся - они этим гордятся!

Цена «билета в стаю»

Большинство сбивающихся в «кружки по интересам» юношей и девушек вряд ли осознают, что взрослый мир использует их как материал в гигантской высокодоходной бизнес-индустрии.

Разнообразная атрибутика, «форменная» одежда, концерты, фестивали и т. д. - все это огромные деньги. Молодые люди берут их либо из карманов родителей, либо из скромных собственных заработков, либо, увы, добывают нечестным путем.

Цена вопроса порой предельно высока - быть принятым в «стаю» для подростка сплошь и рядом равносильно жизни. А туда часто берут «по прикиду» - в полном смысле слова встречают по одежке. То самое «Поясни за шмот» - это когда «правильно» оделся, но «входной билет» получить еще не успел...

Для других взрослых неформальная молодежь - разменная монета в их политических играх. Далеко не всегда молодое поколение, бросающее вызов «обществу отцов», понимает, что за спиной у него - циничные кукловоды, умело им манипулирующие. Рекрутировать протестную массу из молодежной среды сегодня очень легко. Достаточно нажать на «комплекс неудачника» - низкий уровень жизни, отсутствие социальных лифтов, затрудненный доступ к хорошему образованию (последнее напрямую связано с предпоследним).

Между тем красивая жизнь - вот она, перед глазами. Дорогие машины, блеск изысканных ресторанов, постоянное мелькание на телеэкранах шикарных апартаментов звезд и олигархов.

Молодежь - чуткий барометр социальных процессов. Сегодня она выходит на митинги, часто путая протестные акции с флешмобом и не очень понимая, «за что надо кричать». Но завтра «добрые люди» вложат ей в головы конкретную идею: нечего, мол, ждать справедливости, надо все отобрать и поделить...

Да, можно на эти «полудетские» игры смотреть с ироническим спокойствием - дескать, вечная проблема отцов и детей. Молодежь всегда бурлила, стремилась «выйти за рамки». Перебесится, станет взрослой и успокоится. Естественный процесс, через который так или иначе проходили многие поколения, но значит ли это, что «молодежную тему» сегодня можно пустить на самотек?

#молодежь #взросление #воспитание

Комментарии