По общей лестнице к культурному наследию

В международный День соседей КГИОП и общественная организация «Объединение советов многоквартирных домов» провели волонтерскую акцию по уборке подъездов и лестниц в домах - объектах культурного наследия.

По общей лестнице к культурному наследию | Блеск и нищета дома Бернштейна на 2-й Советской ул., 10. Изразцовая плитка и лепнина сочетаются здесь с паутиной труб и проводов. Фото: Наталия Орлова

Блеск и нищета дома Бернштейна на 2-й Советской ул., 10. Изразцовая плитка и лепнина сочетаются здесь с паутиной труб и проводов. Фото: Наталия Орлова

Она фактически продолжила тему, поднятую Общественной палатой Санкт-Петербурга, о том, как сохранить лестницы в домах-памятниках.

Первая точка - дом Григория Елисеева на набережной реки Фонтанки, 64, построен в 1889 - 1890 годах по проекту Гавриила Барановского в духе итальянских палаццо. Первое, на что обращаешь внимание, - мемориальная доска Юрию Соловьеву, танцовщику Кировского театра, и объявление на листе бумаги: «Осторожно! Возможно обрушение штукатурного слоя фасада здания».

На лестнице неплохо сохранились богатый лепной декор и чугунные ограждения перил. Но они требуют дорогостоящей реставрации, а не ремонта... Здесь начинаются проблемы финансирования таких работ: действующими законами помощь государства в этом случае не предусмотрена.

В подобных домах строились большие квартиры, которые в советские времена стали коммуналками. После прихода нового капитализма часть их были расселены и превращены в богатое жилье и отели, часть остались «при своих». Некоторые квартиры ремонтируются десятилетиями. В этой ситуации трудно говорить о желании всех собственников вложиться в реставрацию общего имущества. Но на Фонтанке, 64, живут инициативные люди - объединение рекомендует им создать совет дома для общения с КГИОП и коммунальными службами.

Дом № 14 по улице Ломоносова также называется в гиоповских документах «Дом Григория Елисеева», он построен в 1891 - 1892 годах по проекту того же Барановского. Строго говоря, два дома возводились на соседних участках как единый комплекс с одним большим хозяйственным двором и службами. Во дворе в круглой башне находится парадная лестница. Ей вторит ажурная шахта лифта. На каждом этаже расположены по две массивные двери, напоминающие входные врата в дома эпохи Возрождения. На некоторых сохранились стекла с травленым рисунком.

Несколько этажей занимают отели, но не они движущая сила сохранения интерьера лестницы. Это жители коммунальной квартиры «мощностью» семь комнат. Но одну из комнат ее владелец сдает посуточно и не скрывает, что приехал в Петербург добывать доход. С ним нет смысла говорить о культурном наследии.

Третий адрес - 2-я Советская улица, 10, или дом Григория Бернштейна, построенный в 1904 - 1905 годах по проекту Александра Хренова. Вестибюль отделан бирюзовым глазурным кирпичом, на этажах расположены «альковы» со скамьями для отдыха. Над ними - полочки, где некогда отдыхали деревянные резные медведи.

Сейчас не осталось ни одного, недавно пропали полка и скамья. По словам Елены Фидель, представителя «Объединения домов», в этом вина «черных экскурсоводов». Они берут с публики деньги, обещая показать интересные интерьеры. Если путь преграждает кодовый замок, то его взламывают. Так происходит и на 2-й Советской, и на Фонтанке. Полку и скамью взяли на сувениры или экскурсанты, или те, кто воспользовался свободным входом. Бирюзового кирпича становится все меньше... На лестнице находятся семь отдельных квартир и две огромные густонаселенные, а потому неразменные коммуналки. За сохранение лестницы борются собственники квартир. Что касается «черных экскурсоводов», вскрывающих замки в подъездах, то это вопрос к правоохранительным органам.

На лестнице в доме эмира Бухарского (Каменноостровский проспект, 44; архитектор Степан Кричинский, 1913 - 1914), которая выходит на проспект, никому из жильцов нет дела до культурного наследия. Все пять квартир большие, коммунальные, сдаются покомнатно. С первого до последнего этажа лестница, отделанная искусственным мрамором с наборными мозаиками из камня, «украшена» наскальными росписями. Например, вандалы оставили такое ночное признание: «Здесь были Серега, Колян, Игорь, Жека и Катюха. Играли на раздевание. 2 августа 2004. 2 часа 5 минут».

Контрастом стал модерновый дом Федора Лумберга в Перекупном переулке, 9, который поразил химической чистотой лестницы. Секрет раскрылся просто. Председателем совета дома является Александр Воденисов, начальник Городского центра автомотоспорта ДОСААФ. Эта организация занимает третий этаж жилого дома, она же бережно сохраняет три печи, отделанные в начале ХХ века плиткой Майсенской мануфактуры.

В качестве дополнительного задания мы посмотрели дом Луизы Таубе на Пушкинской улице, 20. Здесь коммуналки создавались из гостинцы «Пале-Рояль», они необъятны. Вход на лестницу открыт, какие-то молодые люди снимали видео на фоне многочисленных кнопок звонков. Другие слушают юношу, играющего на флейте. Все стены испещрены надписями. К счастью, про раздевание ничего не нашли.

Подводя итоги поездки, Сергей Макаров, председатель КГИОП, сообщил, что всего в Петербурге 1900 жилых многоквартирных домов-памятников, и, честно говоря, руки до них не доходят. Вся надежда на инициативность жителей. Но если провести конкурс на лучшее текущее содержание лестницы и предложение по ее реставрации, то комитет придумает, как поддержать такую реставрацию финансово.

Воспользовавшись случаем, мы спросили Макарова про последствия недавнего пожара в Доме архитектора. Увы, в столовой полностью погибла отделка из тисненой испанской кожи XIX века. КГИОП намерен получить от лицензированной фирмы оценку ущерба, после чего инициировать возбуждение уголовного дела. 

Материал был опубликован в газете под № 098 (6207) от 4.06.2018 под заголовком «Игра на раздевание».

#парадные #культурное наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 098 (6207) от 04.06.2018.


Комментарии