Говяжий стейк для дона Педро

На продовольственном рынке сенсация: Россия намерена поставлять говядину на другой континент – в Бразилию. «Сенсационность» в том, что мясной рынок нашей страны по части говядины на три четверти зависит от импорта. И прежде всего – бразильского!.. Может, и не сенсация это никакая, а несуразица?

Говяжий стейк для дона Педро | РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

Без меня
меня женили

Тем не менее вот изначальное сообщение уважаемого информационного агентства, позже растиражированное СМИ.

«Россельхознадзор попросил ветслужбу Бразилии предоставить информацию о ветеринарных требованиях, которые эта страна предъявляет к импорту говядины. Этот вопрос был поднят в ходе переговоров замруководителя Россельхознадзора Евгения Непоклонова с представителями бразильской ветслужбы. Просьба обоснована «высокой заинтересованностью некоторых российских производителей и бразильских импортеров в поставках ряда отрубов в Бразилию».

Далее называются предполагаемые импортеры: агрохолдинги «Мираторг» (производство в Брянской области) и «Зерос» (Липецкая область), а также центр генетики «Ангус» (Калужская область).

Какие-либо детали будущего товарообмена не раскрываются. Но путем несложного расклада можно высчитать, что речь идет об отрубах так называемой мраморной говядины. Для тех, кто еще не в курсе: отрубы – это разные части разделанной туши; «мраморную» говядину получают от животных мясных пород. Мясным скотоводством в России занялись не так давно. Перечисленные предприятия – ведущие в новой отрасли. Кстати, «мраморная» говядина на оптовом и розничном рынках – дорогой продукт премиум-класса.

Можно было бы порадоваться за державу: оставаясь в «говяжьей» зависимости, Россия тем не менее вырывается на международный рынок как экспортер! Однако для «дочки» упомянутого агрохолдинга «Зерос» – компании «Албиф», которая является крупнейшим в России производителем говядины премиум-класса, спонтанная запись «в экспортеры» стала полной неожиданностью.

«Это глупость какая-то! – прокомментировал местным СМИ глава агрохолдинга Николай Бобин. – Бразильцы – # 1 в мире по поставке говядины на мировой рынок. Они обошли в этой области американцев, и я думаю, что мы не скоро доживем до того момента, чтобы поставлять свое мясо на их рынок».

Для справки. В прошлом году Бразилия поставила в Россию около 307 тысяч тонн говядины на сумму 1,3 миллиарда долларов. В первом квартале нынешнего импорт мяса из этой страны сократился на 52%. На наш рынок в Бразилии работает более шести десятков мясоперерабатывающих предприятий. Треть из них в начале года получила претензии наших ветслужб, и отгрузка продукции с них была временно приостановлена. Но даже при этом за три месяца 2015 года бразильцы поставили на российский рынок почти 23 тысячи тонн говядины. Сегодня запрещен ввоз мяса с 10 бразильских предприятий.

Однако принудительное вегетарианство нам, похоже, не грозит. Мяса россияне стали есть больше. Если еще несколько лет назад среднедушевое потребление составляло 50 – 52 килограмма в год, то в нынешнем году на каждого россиянина в среднем придется 64 – 67 килограммов. Приближаемся, дорогие сограждане, к рекомендованной норме потребления – около 80 кг мяса в год. Именно столько съедают «продвинутые» европейцы и американцы.


Шпик попался
на границе

И все-таки экспорт мяса Россия ведет. Правда, по сравнению с тем, что завозит из одной только Бразилии, объем мизерный. В прошлом году на рынки других стран было поставлено 85 тысяч тонн. Зато к уровню предыдущего года, по оценке Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), экспортный показатель увеличился на 30%.

Экспортная доминанта – мясо птицы и субпродукты – около 70 тысяч тонн. Оставшаяся часть приходится на свиные субпродукты. Основные страны-покупатели – Китай и Казахстан. Также возрастает объем экспорта и в другие страны Азиатского региона и в Африку, отмечают эксперты ИКАР. По их прогнозам, в нынешнем году потенциал выхода на новые рынки сбыта, а также экспансии уже существующих резко возрастает.

Было бы что поставлять.

С птичкой проблем не будет. Минсельхоз дает данные на февраль (итоги более поздних месяцев обещают опубликовать в обозримом будущем). Так вот, по итогам второго месяца нынешнего года в сельхозорганизациях России было произведено 418 тысяч тонн птицы в живом весе – почти на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Поголовье свиней в сельхозорганизациях составило 16 миллионов голов. По сравнению с минувшим годом выросло на 7%. Произвели свинины в живом весе 459 тысяч тонн – на 10% больше прошлогоднего. Поголовье овец и коз тоже выросло – до 24,6 миллиона голов. Причем во всех категориях хозяйств – от личных подсобных до агрохолдингов.

И только КРС – крупный рогатый скот – демонстрирует стабильное сокращение своих рядов. В феврале на фермах и животноводческих комплексах России обитало 8 миллионов 508 тысяч голов. На 3,1% меньше февральских показателей 2014-го.

Из всех мясных отраслей не перестает удивлять свиноводство. Увеличение объемов производства позволило заметно сократить импорт. Ввоз охлажденной свинины снизился на 44% (до 1,8 тысячи тонн), замороженной – на 57% (до 47,7 тысячи тонн). Импорт свиных субпродуктов снизился на 83,7%, свиного шпика – на 74,7%.

Про шпик – отдельной строкой.

Более 25 тонн польского шпика прибыло в порт Петербурга. Однако, как рассказали в Россельхознадзоре, в сопроводительных транспортных документах груз был задекларирован под видом товара прикрытия – «неопасная химия». Далее – из рапорта инспектора: «В ходе физического досмотра в контейнере была обнаружена продукция животного происхождения, запрещенная к ввозу на территорию РФ. Установлено, что в контейнере находится подконтрольный государственному ветеринарному надзору товар – шпик (пласты жировой ткани без шкуры). На полу контейнера с запрещенной продукцией была обнаружена этикетка с маркировкой польского предприятия».

Но прибыл запрещенный продукт не из Польши, а из Голландии – из Роттердама.

Из заметных запретов последнего месяца на мясном рынке – вето Россельхознадзора на ввоз в Россию индийской буйволятины. Запрет начинает действовать с нынешнего дня – с 22 июня. Причина: регистрация ящура в индийском штате Уттар-Прадеш. В этом штате находятся три из четырех производителей буйволятины, которые аттестованы на поставки мяса в Россию.

Заметным этот запрет можно назвать хотя бы потому, что благодаря ему обыватель узнал о самом факте поставок необычного для нашего рынка мяса. Как в свое время проведал о том, что колбасные изделия «набивались» импортной кенгурятиной.


Тюлень уплыл, цыпленок остался

Говядина, свинина, курятина, баранина... Что еще можно назвать традиционным на мясном потребительском рынке? Крольчатина, гусятина, утятина... Все прочее – изыск, экзотика или почти экзотика. Даже оленина.

Между тем еще совсем недавно отечественный рынок готовился распахнуть свои объятия для продукции из мяса дальневосточного тюленя.

О возможностях промышленного производства такой импортозамещающей продукции осенью прошлого года заявили во Всероссийском научно-исследовательском институте рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). Его специалисты начали разработку стандартов на готовые блюда и полуфабрикаты из тюленины. Мясо морских млекопитающих планировалось использовать для изготовления фарша, колбасы и копченостей.

Промысел дальневосточных тюленей ведется издавна представителями коренных народов для своих нужд. Теперь же предлагалось развернуть промышленный забой дальневосточных тюленей.

Однако на защиту морских обитателей встала общественность. Под петицией против «промышленного убийства тюленей» подписались более 240 тысяч человек.

Идею такого «импортозамещения» пока спустили на тормозах.

А вот в Израиле общественность встала на защиту бедных телят, узнав, что на крупнейшей в стране бойне в Дейр-аль-Асаде регулярно избивали ногами и пытали электрошокером предназначенных к убою животных. Общественность роптала: держать животных в ужасных условиях и убивать лишь ради пропитания человека – не слишком хорошо. Но убивать их с применением жестокости – неприемлемо и негуманно.

Министерство сельского хозяйства Израиля постановило закрыть бойню на неопределенный срок. На поиски гуманности в столь неоднозначном деле уйдет, видимо, не один месяц...

А Германию потрясли и удивили результаты экоконтроля в федеральной земле Мекленбург – Передняя Померания. Там нашли свиноводческие предприятия, которые маркировали свою мясную продукцию как «био». Животные же содержались совсем не в экологически чистых условиях и питались самым обычным кормом.

Прошерстив свиноводческие фермы, контролеры отправились на биоптицефабрики. Потом продемонстрировали общественности видео, снятое на одной из них. Перед зрителями предстали птицы с облезлыми перьями, буквально втиснутые в курятники. И трупики птичек, не выдержавших мучений. Компания – владелец птицефабрики оказалась крупнейшим поставщиком мяса птицы в Европу, обслуживала ведущие немецкие дискаунтеры и крупные супермаркеты. Вся ее продукция маркировалась как «био».

Наши птицефабрики так придирчиво не шерстят. Хотя птичкам на многих из них тоже несладко... Зато лукавая маркировка «био» на отечественной продукции практически не встречается.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (5483) от 22.06.2015.


Комментарии