Чугунные марки

Каждый день мы ходим мимо этих раритетов и не замечаем их, а если и скользнем взглядом, то значения не придадим: подумаешь, какая-то железная штуковина на стене. Между тем их можно увидеть в самом центре старого Петербурга: у Дворцовой площади, на зданиях Александринского театра и Никольского рынка. Неброские «железяки» представляют немалую историческую и культурную ценность, но с каждым годом их становится меньше: список утрат продолжает расти. Проект «ГЕО-Петербург», завершившийся в конце прошлого года, подтвердил опасения: за несколько лет на площади 23 кв. км было выявлено всего полторы сотни нивелирных знаков, относящихся к первой высотной основе города конца XIX века.

Чугунные марки |

Каждое здание должно не просто отвечать утилитарным требованиям и эстетическим вкусам, но и вписываться в известную систему координат. Еще в петровские времена и позже мастеровые люди, возводившие Петербург, делали засечки топором, оставляли метки, служившие геодезическими знаками, в том числе под землей. Тогда этого было достаточно. Но вот когда перед строителями встали крупные инженерные задачи, то пришлось подойти к делу по-новому.

Во второй половине XIX века заговорили о том, что центральная часть Петербурга должна обрести наконец регулярное водоснабжение и систему канализации и что площадь мощения улиц нужно существенно увеличить. Это и подтолкнуло городскую управу к созданию первой в северной столице, да и во всей России, незыблемой высотной основы. Все геодезисты носили тогда армейский мундир, а одним из лучших среди них был офицер корпуса военных топографов Михаил Савицкий. Его-то отцы города и попросили «наладить» основу в границах между Обводным каналом и Большой Невкой.

Работы развернулись в 1872 году. За два полевых сезона топографы Савицкого заложили и определили высоты 2126 нивелирных марок, увесистых дисков с рельефной датой. Чугунными марками отмечали бока и фасады городских построек, сообразуясь с ординаром на футштоке (рейка-уровнемер) в восточном канале Адмиралтейства. Эта старейшая в городе точка высотной привязки, к сожалению, оказалась утрачена, зато сохранился (правда, не на историческом месте) так называемый нуль кронштадтского футштока, по которому десятилетиями велись измерения абсолютных высот на всей территории Советского Союза.

Геодезические марки «припечатывали» железными гвоздями на века. Однако наши мудрые предки справедливо рассудили, что даже массивные знаки могут не уцелеть, и распорядились дополнить их высечками на каменных «одеяниях» домов, набережных и мостов. Церковные стены тоже были отмечены приметными черточками, которые вместе с марками и образовали территориальную систему нивелирных знаков Санкт-Петербурга, закрепивших результаты измерений 1872 - 1877 годов. Эта система долгое время служила нуждам нашего города.

В разное время специалисты совершали попытки выявить оставшиеся знаки, понимая их важность. Когда в середине 1960-х годов ленинградский Трест геодезических работ и инженерных изысканий «прошелся» по улицам, выяснилось, что к тому времени осталось лишь 165 настенных марок Савицкого.

Через полвека составить полный каталог нивелирных знаков вознамерилось петербургское Общество геодезии и картографии - автором проекта выступил его секретарь Виталий Капцюг. В 2013 году началась экспедиция «ГЕО-Петербург» - и полевой этап работ, в которых участвовали студенты петербургских вузов, будущие геодезисты, продолжался до конца прошлого года.

«Старые реперные знаки не просто инструмент, востребованный по сей день, но и памятник истории инженерного обеспечения Петербурга, - поясняет профессор Мурат Мустафин, зав. кафедрой инженерной геодезии Горного университета. - Поэтому мы благословили наших студентов на эту работу: пусть профессионально растут».

В ходе экспедиции общими усилиями обнаружили 72 марки (около 3%) и 18 высечек из 44. Путеводителем по местам, отмеченным нивелирными знаками, стала карта Михаила Савицкого - 33 листа большого масштаба, - сохранившаяся в Российской национальной библиотеке, а адреса высечек нашли в одном архивном документе. Мало того, в полный список раритетов впервые включили и следы утраченных марок - парные отверстия для крепежа, рассудив, что и они содержат полезную информацию. Получилось в целом 152 знака.

Как вышло, что важный историко-культурный проект организовал не Смольный, обеспечив его финансирование, а за дело взялись энтузиасты на добровольной основе? На это, кажется, никто не обратил внимания. Перечень объектов культурного наследия в черте города включает почти 9,5 тысячи наименований, и он расширяется. Только в последние годы было выявлено 1769 объектов в Петербурге, Кронштадте, Ломоносове, Петергофе, Пушкине и т. д. Но одно дело особняки или доходные дома и совсем другое - железки на стенах. А то, что предметом охраны культурного наследия могут быть «ключевые элементы», являющиеся «носителями исторической, архитектурной и художественной ценности», как сказано в петербургской стратегии сохранения этого самого наследия, получается, значения не имеет...

«Археологи, закончив полевой сезон, переходят к осмыслению найденных артефактов, их оценке, - говорит Виталий Капцюг. - Вот и в нашем деле нужно собрать из черепков вазу - и чем больше материалов, тем лучше. Да, мы обнародовали в своем геодезическом журнале некоторые итоги поисков, но, до конца не осмыслив, громко заявлять о них не спешили. Тем более что и после публикации возникали находки. Две ранее неизвестные марки я случайно увидел в центре города - угол Итальянской и канала Грибоедова, под театральным щитом, который сняли, очевидно, чтобы обновить...»

Но следов утрат много. Некоторые знаки, как показала экспедиция, перевесили владельцы зданий: мешал странный чугунный кругляк, сковырнули и приладили на другое место. А чаще всего марки теряются при реконструкции и ремонте «зрелых» зданий: нет элементарного контроля.

Новые нормативные акты в защиту знаков первой высотной основы принимать не нужно, их достаточно, считает Артур Ершов, начальник геолого-геодезического отдела комитета по градостроительству и архитектуре. Однако Росреестру не до старой геодезической сети, как и другим федеральным структурам. Прежние методы нивелирования отмирают - настал век спутниковых технологий: прошел человек с современным прибором и получил точные, до миллиметра, координаты.

Но разве марки Савицкого практическое значение потеряли? Ничего подобного, старые мастера приколачивали знаки с высокой точностью. По этим «автографам» можно судить, например, о проседании массивных зданий вроде Казанского собора. Одно крыло его колоннады после сооружения ближайшей станции метро, по наблюдениям геодезистов, чуть осело.

«Исторический центр города опускается, - отмечает автор проекта «ГЕО-Петербург», - помните у Городницкого: «...тонут итальянские дворцы, их местный грунт болотистый не держит». Только это не метафора: за полтора столетия после создания первой высотной основы город «уменьшился» в среднем сантиметров на 14 - 15, хотя никто этого не ощутил.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 017 (5879) от 31.01.2017.


Комментарии