Что такое дом: общественники пытаются понять законодателей

Очередной общественный совет по ЖКХ под председательством вице-губернатора Бондаренко только на первый взгляд был посвящен обсуждению нескольких различных вопросов. На самом деле вопрос был один: как всем нам (и гражданам, и управляющим компаниям, и чиновникам) выходить из интересных положений, в которые ставит нас «сумасшедший принтер» федерального законодательства.

Что такое дом: общественники пытаются понять законодателей | Фото: quinntheislander/Pixabay

Фото: quinntheislander/Pixabay

Полтора месяца назад вступили в силу поправки в Жилищный кодекс, по которым граждане могут переходить на прямые договорные отношения с ресурсоснабжающими компаниями. То есть конечный потребитель - собственник квартиры теперь якобы имеет возможность платить за тепло и воду напрямую тепловикам или «водоканальцам», минуя управляющую компанию.

- Скажу по секрету. Ни один из ресурсников не горит желанием заключать прямые договоры, - вслух и громко отметил вице-губернатор Николай Бондаренко.

А заместитель главы жилищного комитета Людмила Соловьева, со своей стороны, перечислила ряд причин, по которым она не советовала бы собственникам торопиться. Первая причина: никто не понимает, как должна работать новая норма (собственно, после этого заявления другие причины уже можно не называть).

Сейчас отсутствует даже примерная форма прямого договора гражданина с тепловой компанией. И непонятно, каким боком в эти договорные отношения должна быть вписана управляющая компания. А она должна быть вписана, поскольку на ее совести - обслуживание внутридомовых сетей, по которым тепло и вода идут в квартиры. Так что, как ни крути, а без посредника тепловикам не обойтись.

- Непонятно также, как заключать прямые договоры на коммунальные услуги в помещениях жилых домов, где собственником является город, - заметила Соловьева. - Мы можем действовать только в рамках закона о госзакупках. То есть все контракты придется проводить через систему торгов.

Признаться, и Соловьева, и Бондаренко услышали от общественников несколько замечаний и предложений разной степени критичности. Однако факт абсолютной неготовности системы ЖКХ к уже состоявшемуся нововведению признали все.

Ровно год назад вступил в силу федеральный закон об упрощенном порядке взыскания долгов по квартплате - посредством судебного приказа.

Выглядит это следующим образом. Управляющая компания приходит к мировому судье с кучей документов, свидетельствующих о наличии долгов у граждан имярек, проживающих по такому-то адресу. И мировой судья штампует судебные приказы, не вызывая неплательщиков в суд.

Если гражданин-неплательщик, получивший такой приказ, не согласен, он должен в течение 10 дней подать мировому судье соответствующее заявление. И вот тогда управляющая компания подает (если хочет и может) традиционное заявление о взыскании долга, которое будет рассматриваться обычным порядком, с участием обеих сторон.

В момент принятия нововведения шум был велик. Одни кричали, что вот, мол, теперь неплательщики попляшут. Другие: SOS, нарушаются гражданские права! Прошел год. И что?

- Почему вы не исполняете судебные приказы? - спросили члены общественного совета (в основном председатели ТСЖ и представители управляющих компаний) одного из начальников управления службы судебных приставов Олега Караченцева.

- Мы не имеем достаточной информации, чтобы исполнять эти приказы, - ответил Караченцев. - Нам необходимы паспортные данные должника, дата рождения... А нам приносят исполнительные листы, где сказано, что какой-то Иван Иванович задолжал такую-то сумму. Откуда пристав узнает, что речь идет именно об этом Иване Ивановиче, а не о другом? Персональные данные должны содержаться в судебном приказе. То есть управляющим компаниям или ТСЖ надлежит идти в мировой суд, имея полную информацию...

Вопрос, откуда же они ее возьмут, повис в воздухе. Получается, что отсутствие паспорта должника в момент вынесения судебного приказа будет означать... что приказ никто исполнять не будет. Вот вам и упрощенный порядок взыскания.

О том, что в одном доме должна быть лишь одна управляющая компания, Жилищный кодекс сказал давным-давно. И с этим вроде никто особенно не спорил. Но в последние годы разные чиновные инстанции озаботились вопросом: а что вообще считать домом? И вот уже несколько лет все учитывают, переучитывают, сливают, разделяют, оделяют литерами...

Процесс переучета оказался губительным для многих домов, где испокон веку существовали старые советские ЖСК. Скажем, в доме на 12 парадных изначально были три кооператива. Они строились так: со своими автономными друг от друга кооперативными договорами, инженерными системами, уставами и составами. Многие даже сдавались в строй в разные годы. Общего у них - только стены, отделяющие одну секцию от другой.

Прошло 40 лет, и российское законодательство повелело им прекратить существование и встать под управление одной компании... Или создать одно ТСЖ. В общем, видоизмениться. На вопрос: «Зачем, если собственников все устраивает?» - прозвучал ответ: «Так положено».

До 2015 года никто нигде особенно не настаивал на перелицовке. Но начавшийся переучет зданий привлек внимание федеральных властей к «непорядку» с ЖСК. А тут еще какая-то управляющая компания из центральной России пожаловалась в верховную ФАС, что ей не отдают огромный дом, в котором вопреки законодательству продолжают существовать несколько ЖСК. Ну ФАС и сказала свое веское слово: мол, местные власти обязаны определить управляющую компанию по конкурсу, а если не определили, то, стало быть, нарушили законодательство о конкуренции... И волна переделов пошла по России.

- У нас в доме всегда было три кооператива, - сбивчиво рассказывала на совете представительница дома № 12 по Парашютной улице (Приморский район). - Нас попытались слить воедино. Мы не согласились. Но нашлись граждане, которые втихаря создали общее ТСЖ. И его зарегистрировала налоговая и признала Жилищная инспекции. В результате в доме сейчас работают 4 управляющие компании. И каждая рассылает квитанции...

Члены совета не стали вдаваться в подробности этой истории. Уже неоднократно звучало, что любая перемена в управлении, происходящая без активного участия собственников, влечет за собой моментальное накопление долгов. Люди просто перестают платить. И вывести дом из такого нестабильного положения чрезвычайно сложно...

- Мы прекрасно понимаем все нюансы. В городе около 90 ЖСК оказались в тяжелом положении, - признал Бондаренко. - Если честно, я взял грех на душу. В Петербурге мы договорились о моратории на преобразование старых кооперативов. До 2019 года. За оставшееся время попробуем убедить Москву внести поправку в законодательство. Надеемся, получится. В противном случае ЖСК, которые желают сохраниться, придется по новой собирать документы на регистрацию: проектный пакет, разрешение на ввод в строй...

Теперь, когда в Минстрое сменился руководитель, отрасль ЖКХ притихла в ожидании: что будет дальше, дадут отдышаться или напечатают новых законов, чтобы внизу «на земле» люди не заскучали. 

Материал был опубликован в газете под № 104 (6213) от 14.06.2018 под заголовком «Что такое дом?».

#ЖКХ #Смольный

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (6213) от 14.06.2018.


Комментарии