Тепло без посредников. Что стоит за новой инициативой в ЖКХ?
Самой большой новостью жилищно-коммунального хозяйства вот уже почти два месяца остается законодательное разрешение переходить на прямые договоры граждан-собственников с ресурсоснабжающими компаниями. Чем глубже граждане, чиновники, да и сами ресурсники вникают в новое законодательство, тем больше появляется вопросов.
Фото Виктора Бартенева / ИНТЕРПРЕСС
Вообще-то собственникам давно разрешено заводить прямые связи с поставщиками ресурсов, минуя управляющую компанию. По Жилищному кодексу, им нужно собраться, проголосовать, поставить в известность монополиста (скажем, тепловую компанию) и - вперед: получать и оплачивать отдельные квитанции за тепло и горячую воду. Правда, до недавнего времени такое положение именовалось не прямыми договорами, а прямыми платежами.
Разница имеется, и она (теоретически) состоит в мере ответственности тепловой компании перед стороной по договору: каждым отдельным Петромпетровичем и Иваниванычем. Если им холодно, или жарко, или они считают начисленные платежи завышенными, то, по условиям прямых договоров (опять-таки теоретически), они должны идти не в свою управляющую компанию, а сразу - в тепловую...
Так, да не так! Предполагается, что связи ресурсников и потребителей будут более сложными и витиеватыми. Во всяком случае граждан могут ожидать неприятные сюрпризы.
- Потребителям необходимо знать, что прямой договор - это не бесплатно, - комментирует зам. председателя городского жилищного комитета Людмила Соловьева. - Обслуживание банковских счетов, выставление и изготовление квитанции стоят денег. Кто их заплатит? Сейчас люди, получающие розовые квитанции ВЦКП (а это 70 процентов лицевых счетов), оплачивают их без процентов за банковское обслуживание. А при переходе на прямой договор лишь ресурсоснабжающая компания будет решать, брать процент на себя или позволять гражданам оплачивать его.
При прямых договорах, по словам Соловьевой, также могут возникнуть сложности с оформлением и выплатой денежного эквивалента льгот по квартплате. Пока не налажен информационный обмен между ресурсниками, жилищниками и структурами соцподдержки.
И, наконец, главное - про Петрапетровича и Иваниваныча. Кто будет отвечать перед ними за качество услуг, неясно. Во всяком случае неясно жилищному комитету, который учитывает тот факт, что ответственность за состояние внутридомовых инженерных сетей и за то, что происходит у них внутри, в любом случае несут управляющие компании.
Про неясности-непонятности теперь поговаривают и сами тепловики. Так, заместитель генерального директора по сбыту ГУП «ТЭК» Юрий Тельтевский, который вообще-то приветствует прямые договоры как средство уменьшения долгов, признает, что некоторые вещи в новых отношениях он не понимает.
При прямых договорах расчеты платы за горячую воду должны вестись по показаниям квартирных приборов учета. Не секрет, что почти всегда сумма всего, что накрутили квартирные счетчики, оказывается меньше того, что показал общедомовой счетчик. Это уже почти закон природы. Ну и кто в такой ситуации будет оплачивать разницу?
У Юрия Тельтевского ответа нет. Он лишь отмечает, что наличие неучтенных (и неоплаченных) объемов тепловой энергии может впоследствии отразиться на тарифах. Проще говоря, тепловая компания может убедить Смольный повысить тарифы на горячую воду, чтобы покрыть свои убытки.
Зато Тельтевский говорит совершенно определенно, что:- Теперь мы можем по своей воле расторгнуть договор с управляющей компанией, имеющей просроченную задолженность более двух месяцев. Это позволит нам отсечь компании, которые нецелевым образом используют средства потребителей.
ГУП «ТЭК» и ТГК-1 уже несколько лет практикуют переход на прямые платежи, если управляющие компании «не доносят» до них собранные с граждан средства. В массовом порядке такой переход осуществлялся в Василеостровском районе, когда на смену разорившегося ЖКС № 2 пришли компании «Мир» и «Возрождение», которые тоже не отличились платежной дисциплиной. Однако в этих (да и во всех остальных) случаях речь шла все же не о прямых договорах, а о прямых платежах.
Вообще-то Людмила Соловьева намекнула на то, что снижение объема долгов, наметившееся было в Петербурге (на 22 процента за два года), отнюдь не является следствием эпизодического перехода на прямые платежи и отлучения некоторых управляющих компаний от «тепловых» денег граждан. Причина успеха - в жесткой административной работе комитета и районных администраций как раз с управляющими компаниями, а не с гражданами.
Все-таки самое мудрое ресурсоснабжающее предприятие в Петербурге - это «Водоканал», который всегда стоял чуть в стороне от яростных споров вокруг как прямых платежей, так и прямых договоров. Присматривался, скупо и размыто комментировал это коммунальное нововведение, говорил о необходимости накопить опыт.
Вот и сейчас, когда вроде бы все решено и подписано, «Водоканал» по-прежнему предпочитает не выражать своего личного мнения, а сдержанно цитировать законодательство и разнообразные правила. Так, директор водоканальского филиала «Единый расчетный центр» Юлия Артемьева самым подробным образом рассказывает, какие условия необходимо выполнить гражданам, которые захотят заключить прямой договор на поставку воды и водоотведение. После ее пояснений, скорее всего, желание платить по-новому у гражданина пропадет само собой.
Условия вкратце таковы: на общем собрании собственников нужно принять соответствующее решение, в течение 10 дней представить протокол в «Водоканал». А далее компания решает, достаточно ли ей информации о доме и его собственниках. Если недостаточно, то «Водоканал» может взять тайм-аут на 3 месяца. После этого договор считается заключенным. Письменного оформления не требуется.
Однако для выставления счетов «Водоканал» потребует от управляющей компании передавать ему показания квартирных счетчиков. При этом сохраняется договор «Водоканала» с управляющей компанией на оплату ресурса ОДН. То есть воды, потребленной на общие нужды дома. А следовательно, гражданин-потребитель будет оплачивать внутриквартиную воду по квитанции «Водоканала», а общедомовую - по квитанции управляющей компании.
- При наличии прямых договоров с потребителем ответственность за качество коммунальных ресурсов на внутридомовых инженерных системах несет управляющая компания, - подчеркивает Юлия Артемьева, - а ресурсоснабжающая компания отвечает за качество поданного ресурса на границе раздела систем, то есть на входе в дом.
В общем, все, как сейчас. Спрашивается, зачем было городить этот огород? Для того чтобы ресурсники могли пугать управляющие компании? Или чтобы запутать потребителей?
Материал был опубликован в газете под № 075 (6184) от 26.04.2018 под заголовком «За теплом - прямиком?».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 075 (6184) от 26.04.2018.
Комментарии