Битва за мусорную кучу

Печальный факт: с мусором мы обращаемся, как форменные дикари. Более 80% его тупо закапываем. Тогда как в Европе - менее 25%. Из всего остального делают деньги. У нас на мусоре тоже зарабатывают немало. Одни - обходя закон, другие - используя его прорехи.

 Битва за мусорную кучу |

А за гору не ответишь!

Общее место: точек для законного размещения твердых отходов (как бытовых, так и строительных) на карте города не осталось. Однако те, кто с законом не дружит, такие точки находят без особого труда. Причем для решения «мусорных задач» любого масштаба.

Одну-две машины можно под покровом ночи тупо выгрузить в ближайшем леске или придорожной канаве. Риск минимален - скорее всего, виновного никто даже искать не будет. Если же мусора побольше, его можно, что называется, «закатать под асфальт». То есть использовать, к примеру, для подсыпки при строительстве дорог.

В свое время автор этих строк бурно восхищался предприимчивостью членов яхт-клуба «Балтиец», которые, оборудуя свою территорию, использовали строительный мусор от разрушенного ДК им. Первой пятилетки. Кто ж мог предвидеть, что теперь в отношении этих замечательных людей заведут уголовное дело (о том, какие молодцы наши следователи, чуть ниже) - ведь что там закопано и какая опасность грозит тем же яхтсменам, никто не знает...

Более продвинутые товарищи используют федеральный закон № 89 «Об отходах производства и потребления». В самом его начале есть фраза, объясняющая термин «накопление отходов. Это складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения». Для чего это придумано, понятно - если отходы накапливаются постепенно, нет смысла вывозить их мелкими партиями, а лучше накопить и вывезти все сразу.

Однако дыра в этом прекрасном законе видна, что называется, невооруженным глазом. За сто рублей берем паспорт у какого-нибудь бомжа, делаем его директором, условно говоря, ООО «Рога и копыта», оформляем аренду участка, ставим забор, будку с тремя узбеками. Через 11 месяцев за забором - гигантская гора, узбеков смыло волной, а бомж ничего не знает.

Этой схемой, как выясняется, широко пользуются строительные компании. Гору делают прямо рядом со стройплощадкой - вроде хозяин мусора налицо, а привлечь его к ответственности никак не получается.

Впрочем, было бы за что бороться. Сам по себе факт незаконной свалки - это административная статья, предполагающая штраф для физического лица до 2 тысяч рублей, а для юридического - до 250 тысяч (потому, естественно, все оформляют на «физиков»). А свалка - на гектар! И ее хозяева с каждой машины «левого» мусора имеют, по разным источникам, от 2 до 10 тысяч рублей...

На время административного производства, правда, можно отобрать у подсудимых используемую ими технику - самосвалы, экскаваторы, бульдозеры и т. д., но потом ее обязательно надо вернуть. Конфискации по административным составам не предусмотрено.

Более интересная ситуация, когда люди не от своего «добра» избавляются, а зарабатывают на чужом. В соцсетях есть закрытые группы, где размещаются объявления типа: «Сегодня с 0 до 3 ночи по такому-то адресу будут принимать мусор». К назначенному времени там выстраивается вереница машин. К утру гора величиной с дом. Хозяина ее - ищи-свищи.

Другой вариант: карьер для добычи песка. По документам вынуто оттуда 300 кубометров, по факту - миллион. Получившаяся яма засыпана мусором, а он замаскирован песочком. Хозяин карьера известен, но, чтобы разоблачить эту аферу, нужно назначать дорогостоящую экспертизу.

Казалось бы, попытаться можно - вообще-то здесь явный состав ст. 171 УК («незаконное предпринимательство»). Но, чтобы возбудить по ней дело, нужно исчислить размер незаконного дохода. Причем если он меньше 2,25 миллиона рублей, то преступления нет. Меньше 9 миллионов - часть 1 данной статьи, преступление небольшой тяжести. А это подследственность дознания, которая не предполагает проведения оперативно-разыскных мероприятий. То есть ничего толком выяснить невозможно. И только после 9 миллионов, когда действует часть 2, у стражей порядка руки развязаны. Но ты пойди еще такой доход докажи!

Черви - козыри

Просвещенные читатели могут обвинить автора в лукавстве: ведь есть же в нашем Уголовном кодексе специальная статья 247 - «нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов». Что мешает ее применить?!

Увы, речь там идет лишь о «радиоактивных, бактериологических, химических веществах и отходах», да еще когда действия с ними «создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде». Но вот, к примеру, незаконная гора строительного мусора - ни радиации, ни бактерий, ни химии. А как доказать, что она вредит (да еще существенно!) человеку и среде?

Этот вопрос долгие годы являлся для следователей камнем преткновения, и 247-я была практически «мертвой». Но некоторое время назад ГУ Следственного комитета по Санкт-Петербургу сделало в данной теме настоящий прорыв.

Нужное решение помогли найти сотрудники питерского комитета по природопользованию. Они посоветовали следователям использовать приказ Минприроды от 28 апреля 2008 года, в котором приводилась методика расчета размера вреда, причиненного объектам животного мира. В частности, речь там шла о гибели «почвенных беспозвоночных животных при уничтожении почвы, подстилки (в составе почвы)». А ведь свалка как раз и делает то, что у экологов называется «запечатыванием подстилки»! И все живое там действительно гибнет, что, несомненно, наносит существенный вред окружающей среде.

Так родился алгоритм действий, который успешно работает уже два года. На месте незаконной свалки эксперты проводят забор образцов складируемых отходов - на предмет того, как под их слоем живут беспозвоночные (в основном, понятно, черви). Ясно, что никак. А потом берут пробы грунта за пределами свалки - там живность чувствует себя нормально. Все, ущерб налицо, 247-я заработала в полный рост. Теперь уже можно проводить следственные действия, предъявлять обвинения конкретным людям.

Поначалу дела, поступившие в суды, проходили там с большим скрипом - служители Фемиды оказались не готовы к такой аргументации. Но отрицать доводы науки все же никто не решился, и вину подсудимых стали признавать доказанной. Правда, наказания, по сути, были чисто символическими.

Вот, к примеру, 72-страничный приговор в отношении учредителя ООО «ТЕХКОМ» Эдуарда Овчинникова. Незаконная свалка на Челябинской улице (участок арендован для складирования снега) обошлась ему штрафом 250 тысяч рублей (при максимальной санкции по примененной ч. 2 ст. 247 - до 5 лет лишения свободы), от которого он тут же был освобожден по амнистии.

Красносельский район, подсудимый Малахов. Просто «дикая» свалка, без всякой аренды, где хранились отходы III - IV классов опасности (химические вещества). Та же самая статья, штраф 100 тысяч.

Пушкинский район, подсудимый Баландин. Участок «неразграниченной государственной собственности» площадью 1 га. Хранение отходов I класса опасности (т. е. чрезвычайно опасных). Ущерб земельному участку 26 миллионов рублей. Снова ч. 2 ст. 247. Приговор - штраф 100 тысяч рублей.

Надо ли говорить, что указанные суммы ни в коей мере не окупают расходы на расследование этих дел. Не идут они ни в какое сравнение и с полученными «левыми» прибылями. Но следователи и это считают успехом - люди, до сих пор уверенные в своей безнаказанности, теперь от подобной иллюзии избавятся.

«Вертикаль» не сдается

Нас, простых граждан, однако, интересует практический результат - чтобы там, где вчера была незаконная свалка, завтра цвели цветы и гуляли дети. Увы, даже если «мусорных королей» и заставят покинуть свое «королевство», заработанные миллионы, скорее всего, останутся при них. Как правило, приговор не содержит требования к виновному привести территорию в порядок за свой счет. Обычно это делает государство за счет своего бюджета. К виновному же потом можно будет предъявить гражданский иск, но, как показывает практика, шансов на реальное взыскание практически нет.

Игра для злоумышленников, таким образом, стоит свеч! Вот пресловутая свалка на Волхонском шоссе. Трижды ее прикрывали, два судебных приговора вынесено, рядом - легальная свалка, но нелегальная возрождается как феникс из пепла.

На экране компьютера зампредседателя комитета по природопользованию Александра Кучаева снятый из космоса участок земли площадью 8 га в районе Витебского проспекта. По документам, это земли сельхозназначения, сданные в аренду некоей фирме. Ее руководители уверяют, что там проводится «вертикальная перепланировка» для оборудования стоянки сельхозтехники.

- Такого термина ни в каких нормативных актах не существует, - уверяет Александр Вячеславович. - На самом деле там попросту идет широкомасштабное и абсолютно незаконное складирование отходов.

Считая это место гигантской свалкой, расположенной даже не на самых дальних окраинах города, правоохранительные и природо-

охранные органы ведут борьбу уже не первый год. Все, чего удалось добиться, - отходы теперь завозят не днем, а ночью. Тут же все разравнивают, и к утру никаких следов складированного мусора не видит даже аэрофотосъемка, говорят специалисты. Что там лежит и какая экологическая «бомба», может быть, угрожает городу, никто не ведает.

Ситуация характерна тем, что хозяева указанной фирмы даже не думают никуда прятаться и никакой своей вины не признают, а смело идут в бой. Все действия правоохранителей и чиновников обжалуют, пишут письма во все инстанции. Наложенный на них административный штраф в размере миллиона рублей не платят. В отношении них возбуждено уголовное дело, но они требуют привлечь к ответственности сотрудников комитета, правоохранительных органов и даже прокуроров, которые «кошмарят честный бизнес».

Можно не сомневаться - за этой схваткой пристально следят многие нелегальные «мусорные короли». Они абсолоютно циничны и беспринципны. Это их новый виток борьбы за свои сверхдоходы. Теперь они действуют не ВОПРЕКИ закону, а ПРИ ПОМОЩИ закона. На кону с одной стороны - огромные деньги, с другой - наша с вами безопасность. Делайте ставки, уважаемые сограждане!

#нелегальные свалки #закон #экология

Комментарии