Балтика без прописки

Наблюдая за лодкой, идущей против течения, сразу не скажешь, плывет она или застыла без движения... Такая картина невольно возникает перед глазами, когда вникаешь в результаты многолетней работы десятка государств по оздоровлению Балтики: вроде и сдвиги есть, а кажется, будто страны этого региона стоят на одном месте. Очевидно, потому и тональность XIX международного форума «День Балтийского моря», который прошел на днях в Петербурге под эгидой Хельсинкской комиссии по защите морской среды этого региона (ХЕЛКОМ), была переменчива: от мажора к минору - и обратно.

Балтика без прописки | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Незадолго до этого в Брюсселе встретились главы экологических министерств стран - участниц ХЕЛКОМ - прибыла туда и российская делегация. В так называемой Брюссельской декларации, принятой по итогам мартовской сессии, было сказано, что очередная программа по снижению техногенной нагрузки на Балтику (план действий ХЕЛКОМ), рассчитанная до 2021 года, выполняется в целом неплохо, но нуждается в пересмотре из-за новых угроз.

По той же причине, следовал вывод, пора готовить обновленный план на более долгий период, до 2030 года, синхронизировав его с задачами ООН по достижению устойчивого развития.

Дипломатические формулировки вроде «достигли определенных успехов» звучали и на петербургском форуме по Балтике, приуроченном к Всемирному дню водных ресурсов. Но странное дело: участники министерской сессии, вырабатывая резолюцию, опирались на опубликованный в прошлом году отчет ХЕЛКОМ о состоянии Балтийского моря в последние несколько лет. А тот готовился на основе мониторинга в отдельных регионах, из которого следовало, что по целому ряду направлений общие усилия пока мало к чему привели.

Так что же, чиновники выдавали желаемое за действительное? Вряд ли, просто негативная динамика по одним опасным для морской среды показателям накладывается на позитивную по другим. А оценивать результаты нужно по прошествии значительных, порой охватывающих десятилетия, отрезков времени. Отсюда противоречивая картина, на которую обратил внимание профессиональный секретарь ХЕЛКОМ Дмитрий Франк-Каменецкий: и положительная тенденция вселяет оптимизм, и состояние Балтийского моря все так же вызывает тревогу.

Да, безопасность судоходства там выросла - спасибо хелкомовским ограничениям. Но неконтролируемая браконьерская добыча по-прежнему снижает популяцию рыб, а брошенные в море синтетические сети отравляют там жизнь - в буквальном смысле - всему живому. Балтийский регион объявлен зоной, где действует жесткий контроль за поступлением в морскую воду серы, что дало определенные плоды. Но процент содержания там убийственной ртути и токсичного кадмия при этом повышается.

По мере развития аграрных комплексов больше азота и фосфора поступает в Балтийское море, которое восприимчиво к обогащению биогенными элементами из-за особой циркуляции вод. Вызванный этим процесс (эвтрофикация), приводящий к вредному для живых организмов кислородному голоданию, эксперты диагностировали полвека назад, и с той поры масштабы бедствия все возрастают. По одной этой причине суммарные ежегодные убытки составляют 3,8 - 4 млрд евро, а влияние эвтрофикации испытывают ныне 214 видов балтийской флоры и фауны.

Между тем с середины 1990-х годов одни государства (Финляндия и Швеция) содержание фосфора в балтийской воде снизили вдвое, а азота на треть, другие же (Польша, например) планку максимально допустимых значений по ним, напротив, превысили. В целом же пагубная нагрузка на окружающую среду Балтики уменьшилась по 30 показателям.

Такие данные привела исполнительный секретарь ХЕЛКОМ Марина Станкевич. По ее словам, за последний отчетный период план действий Хельсинкской комиссии был выполнен на 70%. Но отдельные страны свои региональные программы реализовали только на 20%, что недопустимо, поскольку экологические недуги не имеют национальных границ: вода и воздух «обитают» без прописки.

Остановить прогресс невозможно, и население будет расти, говорили участники форума, но в наших силах сделать так, чтобы развитие проходило не в ущерб природе. И есть инструменты, чтобы подвигать правительственные структуры стран Балтики к принятию нужных решений. Удалось же запретить во всем регионе использовать высокотоксичный пестицид эндосульфан, а теперь ХЕЛКОМ работает над принятием аналогичной конвенции по ртути.

Другое дело, что технологический прогресс в XXI веке так стремителен, что не успеваем одолеть одни обусловленные этим проблемы, как возникают другие.

«Вклад Петербурга в оздоровление Балтики трудно переоценить, - отметил Дмитрий Франк-Каменецкий. - Откликаясь на более высокие, чем в Евросоюзе, требования нашей организации, мегаполис повысил уровень очистки сточных вод до 98,5%. А к акции «Чистый берег», которую петербуржцы проводят, убирая прибрежные территории от мусора, подключились и другие страны. В то же время ливневые стоки остаются главным источником попадания в Финский залив микропластика, и как с этим бороться, пока не очень понятно».

Эти мельчайшие частицы синтетических полимеров имеются не только в пакетах, волокнах синтетической ткани, автошинах, но и в косметике. Они накапливаются в морской воде (фильтры на городской ливневке и канализационных очистных сооружениях справиться с ними не в состоянии) и действуют как магниты, притягивая органические загрязнители. А затем «путешествуют» от одних морских обитателей к другим по всей пищевой цепочке. В реках Неве и Охте, а также в Финском заливе близ Петербурга, как показали прошлогодние пробы воды, микропластик тоже содержится, но исследовательская база по нему крайне скудна.

А разве не схожая ситуация с продуктами фармацевтической отрасли? В Балтийское море с его почти закрытой экосистемой ежегодно тоннами попадают антибиотики, болеутоляющие средства (такие как «Диклофенак»), другие лекарственные препараты. И губительный этот поток нарастает, подтверждая, что с новыми вызовами можно справиться лишь сообща.

На петербургском форуме это подчеркивали и президент парламентской конференции Балтийского моря Йорген Петтерссон, и вице-председатель ХЕЛКОМ Матиаш Малгай. Они обозначили некоторые направления работы, упоминаемые в Брюссельской декларации и вошедшие в обновляемый план действий по защите Балтийского моря. Самые актуальные - борьба с морским мусором, демилитаризация островов, рециклинг (возвращение в производство) отходов, содержащих биогенные вещества, использование технологий морского пространственного планирования для достижения оптимального баланса между социально-экономическим развитием и сохранением природной среды.

Важная роль сегодня отводится распространению лучших региональных практик и кооперации. Больше десяти лет назад мэрии крупных финских городов Хельсинки и Турку стали сотрудничать между собой в этой сфере, учитывая мнение жителей и привлекая зарубежные инвестиции. И результат не замедлил сказаться, особенно в улучшении очистных сооружений и системы управления отходами.

Для Петербурга, как и для соседнего региона, такое взаимодействие тоже очень полезно. Андрей Горький, заместитель генерального директора полигона токсичных отходов «Красный Бор» (Ленобласть), рассказал на форуме о работе по ликвидации накопленного там экологического ущерба, отметив особую помощь финских коллег.

Во многом благодаря кооперации число горячих точек на карте ХЕЛКОМ уменьшилось втрое (около полутора десятка из 40 приходится на долю РФ), а в Петербурге их не осталось и вовсе.

#Балтика #экология #судоходство

Комментарии