Бакалавры заговорят по-китайски
Наш сегодняшний собеседник декан юридического факультета СПбГУ Сергей БЕЛОВ молод - ему нет еще и сорока. Свой нынешний пост он занял лишь в прошлом году. Но выбор, сделанный двумя учеными советами - факультетским и так называемым Большим, университетским (а именно они решают вопрос о назначении на должность декана), вполне понятен. Белов, сам выпускник юрфака, с одной стороны, прочно стоит на фундаменте академической науки. С другой - это человек будущего с современным мышлением и свежим взглядом на жизнь. Кому еще доверить судьбу завтрашних юристов? И с кем, как не с ним, поговорить об их обучении?
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
- Разумеется, Сергей Александрович, для вас не является новостью широко обсуждаемая тема о переизбытке юристов в России. Их готовят сегодня во множестве вузов, в том числе и весьма далеких от юридического профиля...
- Прошу понять меня правильно - мне не хотелось бы давать оценку работе коллег из других вузов. Могу только сказать, что квалифицированного юриста, полностью отвечающего требованиям сегодняшнего дня, невозможно подготовить без подробно разработанных методик обучения, очень серьезной материальной базы (в том числе и библиотеки) и работодателей-партнеров. Необходимы также и опытные кадры, опирающиеся на авторитетные, с мировой репутацией, научные школы. У нас сегодня все это есть, а во многих вузах, которые недавно начали готовить юристов, - едва ли.
- Сколько сегодня студентов обучаются на вашем факультете?
- Давайте подсчитаем вместе. Около 200 человек - основной бакалавриат. Кроме того, в этом году мы набрали 83 бакалавра на специальную программу, где дополнительно изучаются китайский язык и китайское право. Еще около полутора десятков программ включает магистратура, где обучаются в общей сложности тоже около 200 человек. Есть небольшая программа дистанционного обучения, рассчитанная на людей с ограниченными возможностями. Итого на курсе около 500 студентов, а на факультете примерно 3200. У нас большой отсев, но каждый год, думаю, выпускаются не менее 300 человек.
- Есть ли уверенность, что все, кто поступил сегодня, через пять лет будут востребованы?
- Сделать точный прогноз ситуации на рынке труда с пятилетней перспективой, конечно, невозможно. Но в течение последних трех-четырех лет мы все активнее сотрудничаем с работодателями - теми компаниями, где наши выпускники предположительно будут работать. Стараемся реагировать на запросы «заказчика», смотрим, какие специализации будут нужны. В этом году, например, мы открыли магистерскую программу по специальности «Юрист на финансовых рынках». Инициатором выступил Газпромбанк. Так что через два года, когда эти магистры получат дипломы (а может быть, даже и раньше), работу они наверняка найдут.
- А остальные?
- Если вы имеете в виду, что юристов заменят роботы, то это касается только плохих юристов. А мы готовим хороших! И у наших выпускников проблем с трудоустройством никогда не было. Обычно они начинают работать еще на студенческой скамье. На стадии бакалавриата, правда, сегодня это сделать сложно - у обучающихся там очень большая загрузка. А вот магистратура дает гораздо большие возможности. Занятия там сгруппированы в два дня, один из которых - суббота. В течение оставшихся четырех рабочих дней можно уже найти время для юридической практики. Чем многие успешно пользуются.
- А не получится так, что работа заменит учебу?
- Диплом-то получить все-таки надо. К тому же работа заставляет более осознанно относиться к учебе. У нас есть ряд дисциплин по выбору, и студент сам решает, какое направление для него нужнее. Разумеется, то, что находит практическое применение, изучается более тщательно и серьезно.
- Какая часть студентов после бакалавриата идет в магистратуру?
- Почти все. Конечно, сейчас рынок юридического труда допускает работу с дипломом бакалавра. Но, во-первых, такой работник, скорее всего, будет неконкурентоспособен и вряд ли сможет рассчитывать на перспективу служебного роста. Во-вторых, по ряду должностей на госслужбе есть и формальные ограничения - туда принимают только с дипломом магистра или специалиста.
- Может быть, тогда и вовсе не нужна была эта двухзвенная Болонская система?
- Она нужна для того, чтобы мы могли «стыковать» нашу систему обучения с зарубежными. Раньше это было невозможно и наши студенты не могли поехать на обучение за границу. За последние годы ситуация изменилась, и теперь этот процесс в целом налажен - у нас очень много договоров с зарубежными вузами. При этом экзамены и зачеты, сданные студентом в ходе заграничной стажировки, мы засчитываем так же, как сданные у нас.
Но даже и с точки зрения профессиональной подготовки для работы в России двухзвенная система выглядит логично: бакалавриат - фундамент, а магистратура - надстройка, позволяющая выбрать конкретную специальность по душе.
- Наверное, вы как-то задумываетесь о тенденциях в развитии права? Какие его области станут в обозримом будущем более востребованными?
- Мы постоянно анализируем ситуацию в правовой сфере. Наши преподаватели входят во множество экспертных советов, рабочих групп при разных государственных органах, участвуют в конференциях. Отдельно ведется мониторинг правоприменительной практики. С учетом современных тенденций корректируем и учебные программы.
Сейчас, к примеру, много разговоров про цифровую экономику. Появилась даже соответствующая госпрограмма. Юристы постоянно обсуждают биткоины, блокчейны, смарт-контракты. Разумеется, в различных курсах у нас уже об этом говорится. Теперь явно необходимо это направление усилить, не забывая в угоду модным и сиюминутным проблемам фундаментальные основы юридической науки.
Заметная тенденция сегодняшнего времени - переориентация мировой экономики на Восток. Возрастает количество и интенсивность хозяйственных связей со странами Азии. Появляется необходимость в юридическом сопровождении деловых контактов. Многие юридические компании, ранее открывавшие свои отделения в Париже, Лондоне или Нью-Йорке, теперь открывают их в Пекине, Шанхае, Токио. И мы эту ситуацию стараемся учитывать. Бакалавриат с ориентацией на китайское право, как я сказал, у нас уже работает, в этом году прошел второй набор. А на будущий год объявлен набор на японскую программу.
- Откуда вы берете преподавателей такого профиля?
- Что касается китайского права, то у нас много контактов с университетами КНР. Мы приглашаем оттуда профессоров, они ведут занятия со студентами, каждый по своей специализации. Первые два курса преподавание идет на английском. Но к старшим курсам студенты уже должны быть способны слушать некоторые лекции на китайском.
- А английским на первом курсе они уже владеют свободно?
- Безусловно. Иначе шансов поступить у них просто нет. На программу китайского бакалавриата в минувшем году был самый высокий конкурс из всех программ СПбГУ. А средний балл поступающего по трем ЕГЭ был 96,6 - один из самых высоких в стране.
- Каково соотношение бюджетных и платных студентов по этой специализации?
- Десять бюджетных, остальные платные. А вообще бюджетников у нас примерно половина.
- И, наверное, для тех, кто учится за деньги, стоимость обучения немаленькая?
- Около 300 тысяч рублей в год. Вам кажется, что это слишком много? Но у нашего партнера Гамбургского университета, с которым у нас есть совместная программа двойных дипломов, стоимость обучения в два раза выше! А хорошее образование и не может быть дешевым. Тем более такое, которое в будущем обещает зарплату гораздо выше средней. Эти траты можно рассматривать как чрезвычайно выгодную инвестицию.
- А не превращается ли процесс поступления в «соревнование кошельков» для родителей?
- Поступление прежде всего обеспечивается высокими баллами ЕГЭ. Тем, кто его не набрал, не помогут никакие родительские деньги. Зато у нас сегодня учатся лучшие выпускники со всей России. И тому, кто это заслужил своим трудолюбием и упорством, государство обучение оплачивает. Мы не скрываем, что растим интеллектуальную элиту общества. И она внушает надежды!
- Смелое заявление! А если взять международный масштаб? Как выглядит ваш факультет по сравнению с лучшими зарубежными юрфаками?
- Неплохо. Наглядное доказательство - наша библиотека. Думаю, что это одно из наиболее богатых и полных собраний юридической литературы в мире. Это была первая библиотека в России, где появились электронные каталоги, стали сканировать книги. У нас очень богатый дореволюционный фонд - сохранилось огромное количество книг, изданных до начала XX века более чем на пяти языках. Постоянно приезжают зарубежные специалисты, чтобы получить доступ к книгам, которые в их странах уже найти невозможно.
В конце 1990-х сотрудники нашего факультета были приглашены в библиотеку конгресса США. Перед отъездом решили, что нужно сделать приглашающей стороне какой-то подарок. Посмотрели по каталогам, какие периодические издания в библиотеке представлены не полностью. Обнаружили недостающие экземпляры у нас, отсканировали их и эти сканы подарили американцам. Через две недели к нам приехал директор библиотеки конгресса - он не мог поверить, что такое возможно, и хотел убедиться лично...
Разумеется, мы стараемся идти в ногу со временем. Наша библиотека подписана на все основные электронные базы данных, и, таким образом, студенты и сотрудники факультета имеют доступ ко всей мировой юридической периодике. Библиотечные залы оснащены мощными компьютерами, которые позволяют быстро и без проблем получать любую актуальную информацию.
- Электроника применяется и в учебном процессе?
- Не просто применяется, а стала уже привычным рабочим инструментом. Современным оборудованием оснащены практически все учебные аудитории. Там есть возможность устраивать мультимедийные показы, демонстрировать слайды, проводить интерактивные занятия. Используется и система «блэкборд», позволяющая преподавателю дистанционно работать со студентом - пересылать задания, контролировать их выполнение, проводить тестирование или даже экзамены.
- Что же — можно сидеть дома и сдавать экзамен?
- У нас уже много лет экзамены проводятся в письменном виде. Теоретически, конечно, возможно, чтобы экзаменуемый в этот момент находился дома. Но поскольку невозможно проконтролировать, он ли сидит в этот момент за компьютером, мы поступаем наоборот. Студенты сидят в аудитории под наблюдением, положим, ассистента, а преподаватель может проверять результаты экзаменационных работ, находясь дома.
Кстати, наше оборудование позволяет вести полноценные занятия со студентами, которые по тем или иным причинам ограничены домашней обстановкой. Они могут слушать лекции, участвовать в вебинарах (электронных семинарах), получать задания от преподавателя и отправлять ему свои работы для проверки.
- Все эти технические средства, да и их поддержание тоже, стоят немалых денег. Откуда они берутся?
- Больше половины расходов обеспечивают средства, которые мы зарабатываем сами. Остальное - бюджет университета. Основная статья наших доходов, конечно, это деньги, получаемые за обучение студентов. Кроме того, все преподаватели сориентированы на поиск грантов для проведения той или иной учебной или научно-исследовательской работы.
Определенный доход приносит и ряд дополнительных образовательных программ, направленных на переобучение или повышение квалификации. Есть также набор на программу получения второго высшего образования, а оно, по закону, может быть только платным. Наконец, мы зарабатываем на проведении тех или иных экспертиз, заказы на которые получает Университет.
- Может быть, не все знают, что определенные юридические услуги у вас можно получить и бесплатно...
- Как я понимаю, вы имеете в виду нашу юридическую клинику. Это, по сути, консультация, где студенты проходят практику. Она встроена в систему государственной бесплатной юридической помощи, на которую, в соответствии с законом, имеют право определенные категории людей. В системе обучения этот элемент учебного процесса очень важен: можно, к примеру, на отлично сдать гражданское право, но «живого» искового заявления в руках так и не подержать. А здесь студент, столкнувшись с реальной жизненной ситуацией, напишет либо само заявление, либо отзыв на него. Ознакомится и с массой других документов, получит навык общения с клиентами. Конечно, работа проходит под руководством опытных преподавателей, так что обратившиеся за помощью ничем не рискуют.
- Юрфак, как известно, знаменит своими кадрами. Есть «старая гвардия» - золотой запас выдающихся педагогов-ученых. Но ведь нужно давать дорогу и молодым, в большей степени готовым к современным вызовам и работе в «цифровую эпоху». Как обеспечивается процесс смены поколений?
- Мы стараемся, чтобы этот процесс шел непрерывно, но как можно менее болезненно. Опыт старшего поколения, разумеется, бесценен. Эти люди выучили и нас, ныне работающих на юрфаке, и еще тысячи высококлассных специалистов, которые активно трудятся в государственных и коммерческих структурах и представляют нашу страну за рубежом. Но на смену мэтрам приходит молодая талантливая молодежь, которую мы тщательно отбираем, и совсем не обязательно только из числа наших выпускников.
На замещение преподавательских должностей достаточно большой конкурс. Работать на факультете весьма престижно. Конечно, по заработкам преподаватели не могут конкурировать с успешными практикующими юристами, но деньги далеко не для всех приоритет. Есть немало людей, которым дорог именно наш, университетский, дух. Им нравится общаться со студентами, они хотят реализоваться в учебной и научной работе.
- Что ж, ваш пример как раз и говорит о том, что «карьерный лифт» в СПбГУ работает исправно. Ведь вы на сегодняшний день - самый молодой декан в Университете. Успехов!
Подготовил Михаил РУТМАН
Комментарии