А у вас в машине газ?

Одна из промышленных площадок Кировского завода на Корабельной улице близко подходит к корпусам «Северной верфи», а по дну этого индустриального «ущелья» движется техника. Но не обычная, потребляющая бензин и солярку: машины едут на автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию (АГНКС). Это третий в Петербурге такого рода объект, который газовики презентовали в минувшую субботу, упомянув, что его начинка на треть состоит из питерского оборудования. Инфраструктурный газомоторный «марафон», который «Газпром» по-настоящему начал именно с этого года, в северной столице, собственно, и будет осуществляться по принципу «Деньги наши - идеи ваши».

А у вас в машине газ? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Событие прошло почти заурядно. Три пассажирских автобуса заправились на глазах у гостей: наполнились газом и отправились в рейс. Восемь баллонов хватает на тысячу километров пути.

Новая станция (точный ее адрес: проспект Стачек, 47) мощностью 8,9 млн кубов в год и пропускной способностью 500 машин в сутки была открыта прошлой осенью в октябре, когда в Петербурге проходил VI Международный газовый форум. Некоторое время она поработала в тестовом режиме, а на днях обрела другой статус. Компания «Газпром Газомоторное топливо», владелец АГНКС, выиграла тендер, который проводил «Пассажиравтотранс» по заправке своих машин компримированным природным газом (пятый автопарк рядом), и получила солидного потребителя.

Место в самом деле удачное: неподалеку транспортное кольцо, которое облюбовал также «Питеравто». Заправку с приметным словом «метан» навещают не только машины этой компании, но и автомобили фирмы «Газелькин». По внешнему виду АГНКС едва ли отличишь от бензиновых собратьев: обычный навес, три колонки - два заправочных поста на каждой да мачта с прожектором. Но все, что скрыто от глаз, тут иное, и лучше всех это знают на Кировском заводе - его «дочка» обеспечила строительство объекта «под ключ», монтаж оборудования и остальные операции.

Завод сотрудничает с «Газпромом» четверть века, реализуя разные проекты, а в 2013 году в его составе появилось предприятие, для которого «родным» стало направление работ, связанное с выпуском оборудования для АГНКС. «Кировский завод Газовые технологии» (КЗГТ) использовал свои разработки на подобных объектах в Башкирии и Татарстане, Ярославской и Воронежской областях, где газомоторная «революция» началась раньше, чем в Петербурге.

Расклад в целом такой: сами компрессоры аргентинского и итальянского производства, а многие другие составляющие петербуржцы научились делать своими руками. Это система автоматического управления объектом, газозаправочная колонка, система пожаротушения и др. Завод поставил себе задачу перейти на 100-процентный выпуск своего оборудования (сегодня общий уровень локализации - около 50%), способного конкурировать с зарубежной продукцией и даже превосходить ее по ряду параметров.

«Российские требования более жесткие, чем у европейских или американских производителей, - поясняет Игорь Мархайчук, главный инженер КЗГТ. - Нужно учитывать сложные климатические условия: мы собираемся построить такую станцию, например, в Астраханской области, где большой сезонный перепад температур. К тому же наш газ содержит много влаги, вредной для «железа», - его осушке приходится уделять серьезное внимание».

Построить заправку в другом регионе и тут же забыть о ней заводчане не могут. Используемые там системы позволяют отслеживать основные параметры, а если нужно, выехать и устранить сбой. При этом одна станция отличается от другой, близнецов мало. Ближайшие «родственники» петербургской АГНКС, появившейся на проспекте Стачек, - заправки в Ярославле и городке Семилуки в Воронежской области.

В соответствии с «дорожной картой», которую машиностроители составили с газовиками, на очереди - около 15 подобных объектов. Два детища Кировского завода уже в этом году должны появиться в Ленобласти (Кингисепп и Горелово), еще два-три до конца года - в Краснодарском крае, Ростовской и Астраханской областях. При этом завод собирается перейти на модульный принцип сборки, экономящий время и средства.

Справиться с программой машиностроители способны. Мало того, они собираются производить оборудование не только для сжатого газа, но и для сжиженного.

«Спрос на газомоторное топливо сегодня не очень большой, - говорит директор КЗГТ Владимир Коробейников, - Хорошо, что «Газпром» взял на себя роль «ледокола», решив проложить путь, иначе ничего бы не сдвинулось. Это вопрос первоосновы: у нас в стране не строили АГНКС - не было спроса, а переводить машины на газ не рвались, поскольку не было заправочной сети...»

Через пару лет в северной столице и Ленобласти она появится, обещают газовики: к 2019 году сеть будет состоять из 25 заправок (объем инвестиций - 5 млрд рублей). В то же время Смольный выстраивает свои планы: объявлено, что через пять лет газомоторное топливо будет использовать 80% пассажирского и коммунального автопарка мегаполиса. До 2018 года восемь АГНКС намечено ввести в Ленобласти и не меньше 15 - в пределах Кольцевой автодороги.

Вот тогда проснутся и владельцы частного транспорта, так как «воздушное» топливо куда дешевле бензина: кубометр стоит сегодня 16 рублей.

КСТАТИ

19 января Смольный впервые подписал с «Газпромом» очередное соглашение о сотрудничестве не на один год, а на два (2017 - 2018 гг.). Газовики подтвердили свои намерения по реализации стратегических инвестиционных проектов, в том числе по строительству АГНКС и блоков для газомоторного топлива на обычных заправках, а правительство Петербурга обещало выделить земельные участки и продолжить программу по приобретению автобусов, использующих газ, для «Пассажиравтотранса».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 012 {5874} от 24.01.2017.


Комментарии