Солнечный катамаран: премьера на Неве

Судно лихо кружило по воде, подставляя взорам зрителей то один борт, то другой, как заправский артист на подиуме. «Премьерный» показ первого в России катамарана, работающего на электродвигателях и солнечных батареях, не случайно прошел на Неве у Cтрелки Васильевского острова.

Солнечный катамаран: премьера на Неве | Фото автора

Фото автора

Во-первых, это петербургское творение. Во-вторых, после презентации новичок отправлялся в долгий путь, собираясь пройти по рекам страны из Балтики в Каспийское море. А стартовала экспедиция из Петербурга...

Строго говоря, назвать эту пилотную разработку первым в России речным «солнечным» судном можно с оговорками. Небольшие катамараны сходного типа несколько лет участвуют в межрегиональных инженерных соревнованиях «Солнечная регата», причем Петербург выставляет на них три сильные команды.

Во время одного из таких состязаний родилась мысль: а почему бы не построить более крупное судно с мощным зарядным устройством и не совершать длительные переходы. Идея показалась разумной, и в августе прошлого года Евгений Казанов, руководитель Национального центра инженерных конкурсов и соревнований, с единомышленниками приступили к ее осуществлению.

За основу взяли обычный парусный катамаран. Молодые ученые из Петербурга, Калининграда, Владивостока, сформировав своего рода консорциум проектировщиков, подготовили чертежи и документацию. А потом за работу взялись инженеры, получая изделия буквально с миру по нитке.

Солнечные батареи изготовили петербуржцы (сотрудники научного центра при Физико-техническом институте имени А. Ф. Иоффе) вместе с представителями российской компании, специализирующейся на выпуске солнечных модулей. За электронику отвечали москвичи, литиевые аккумуляторы предоставили новосибирцы.

Словом, в дело пошли почти одни отечественные комплектующие. Во многом благодаря этому государство распахнуло над проектом крепкий финансовый «зонтик»: в рамках «дорожной карты» «Маринет» национальной технологической инициативы на него было выделено 8 миллионов рублей. Плюс порядка 4,5 млн предоставили частные инвесторы. Для судна такого класса деньги не ахти какие, но пилотную модель удалось сделать без проволочек за восемь месяцев...

Так, на верфях одной из петербургских компаний, набившей руку на создании катеров и яхт, был построен первый в стране катамаран, бегающий по рекам за счет энергии дневного светила на довольно приличной для него скорости - 13 км в час и выше. Да еще с корпусом, размеры которого больше, чем у аналогичных «бегунов», - 11,5 м в длину и 6,5 м в ширину. И с полным набором условий для комфортной, как в отеле, жизни на борту: четыре каюты, каждая на два человека, два санузла, плита, душ, отопительная система.

«Солнце подпитывает аккумуляторное устройство, вырабатывающее 70 киловатт электроэнергии, - рассказывает Евгений Казанов. - Этого достаточно, чтобы, потребляя один киловатт, пройти по воде 70 часов. А если накопитель разряжен, солнечные батареи дадут за день столько «топлива», что катамаран сможет проплыть без подзарядки всю ночь или около восьми часов в пасмурный день».

За это время хоть один причал по пути, да повстречается, судно подзарядится от обычной розетки, и два его двигателя вновь заставят крутиться винты (впрочем, можно поставить яхтенное снаряжение и двигаться дальше под парусом). Но это так, для подстраховки: техническое оснащение позволяет новинке получать питание «свыше», даже когда небо весь день затянуто тучами. А распределяется энергия по трем бортовым сетям: через преобразователи идет в аккумуляторные батареи, используется для бытовых нужд и заставляет трудиться навигационные приборы и радиоаппаратуру.

Тестовые испытания прошли на Неве и у берегов Финского залива - этот плод инженерного творчества способен преодолевать почти полутораметровые волны, но относится к маломерным судам и не вписан в Морской судоходный регистр. Проверка показала: бортовые системы действуют как часы, пора отправляться в путь. По условиям похода, за три месяца катамаран должен пройти 5 тысяч километров через 20 регионов России. И если это удастся, такой марш-бросок войдет в «Книгу рекордов Гиннесса» как первая в мире длительная экспедиция на солнечных батареях.

По рекам Ленобласти чудо-техника прибудет в Великий Новгород, где примет участие в большой «Солнечной регате-2018» (32 команды со всей России). Затем повернет на Москву, а оттуда поплывет вниз по Волге, заходя в Нижний Новгород, Казань, Ульяновск и другие крупные порты, пока не доберется до Каспия. Причем экипаж, кроме капитана и матроса, от города к городу будет меняться: на катамаране побывают многие ученые, инженеры, студенты. А по всему маршруту намечается проводить фестиваль «Эковолна»: квесты, мастер-классы, конкурсы.

Организаторы приурочили переход к 315-летию строительства Вышневолоцкой водной системы, соединившей речные бассейны Балтийского моря и Волги. Но главное - на всем пути планируется вести мониторинг портовой инфраструктуры и исследовательскую работу: экологи будут брать пробы речной воды, замерять на берегу почвенный слой и атмосферный воздух.

Другим важным итогом станет проверка судна на «выживаемость». После ее завершения (экспедиция финиширует 1 сентября) на основе использованных технологий намечается построить, в частности, речные «солнечные» трамваи на 30 мест, которые можно будет пустить по Неве. По словам директора Агентства внешнего транспорта Александры Бахмутской, такая задумка жизнеспособна: где же еще запускать такие проекты, как не в Петербурге, центре российского судостроения.

Материал был опубликован в газете под № 084 (6193) от 15.05.2018 под заголовком «Зонтик для «солнечной» идеи».

#судостроение #корабли #технологии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 084 (6193) от 15.05.2018.


Комментарии