Зубы дракона на Мокрушах

«СПб ведомости» обнаружили в исторической хронике необычный случай появления «зубов» на Петроградской стороне. Разберемся в ситуации и рассмотрим, причем здесь «Никола-Мокрый».

Зубы дракона на Мокрушах | Фото: Free-Photos/pixabay

Фото: Free-Photos/pixabay

«На Петербургской стороне, близ Тучкова моста, от церкви Св. Владимира до Большого проспекта красуется огромнейшая площадь, ничем не занятая, и, как имущество, принадлежащее городу, оно, конечно, не вымощено, а потому круглый год представляет собой зрелище грязное и безобразное. В настоящую минуту проезжий преспокойно может завязнуть в густой и болотистой грязи; летом же, в дни сухие и жаркие, обыватели задыхаются от пыли, разносимой ветром, а осенью тонут по уши в лужах и воде, накопляющейся от приливов со взморья и от дождей».

Такую безрадостную картину рисовал «Петербургский листок» в номере от 13 апреля 1869 года. Описываемую местность при наводнениях затопляло, потому издавна ее называли «Мокруши». Недаром первоначальная деревянная церковь Св. Николая, с 1708 года стоявшая на месте нынешнего Князь-Владимирского собора, в народе получила название «на Мокрушах», или просто «Никола-Мокрый».

И вот теперь, весной, «лишь только снежное покрывало обнажило отвратительную физиономию этой площади, как у самой церкви показались из земли бревна вышиной до полуметра», продолжал газетчик. Эти «подснежники» были разбросаны «группами или семействами», одно из которых «заключает в себе до 50 таких отростков, выбившихся из земли, точно старые зубы».

Что же выпирало из-под земли? Как пояснял газетчик в том же саркастическом духе, согласно преданию, во времена отдаленные на этой площади стояли какие-то деревянные строения, со временем по ветхости сломанные. Однако как будто бы «для археологических воспоминаний» городские власти оставили груду полусгнивших свай.

Ладно, если бы они просто эстетически уродовали местность, так они таили опасность. Как сообщал «Петербургский листок», «уверяют, что по этой площади не редкость иногда наткнуться на весьма неприятную, а иногда и печальную сцену, когда в темные вечера извозчики, не знающие местности, разбивают об эти сваи свои экипажи или уродуют лошадей».

Особую угрозу «гнилушки» представляли для столичных лихачей. Этим печально знаменитым любителям быстрой езды, систематически сбивавшим пешеходов на улицах столицы, здесь приходилось уже самим остерегаться.

В конце концов, городские власти все же обратили внимание на это «минное поле» Петербургской стороны. «Зубы» здешнего подземного дракона были «вырваны» окончательно благодаря инициативе петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова (того самого, в которого стреляла Вера Засулич).

В 1875 - 1876 годах на трапециевидном гектаре перед собором на средства частных лиц по проекту директора Ботанического сада Э. Л. Регеля был разбит Князь-Владимирский сквер. С 1880-х годов в сквере стали регулярно высаживать цветы из городского питомника.

По его периметру протянулась извилистая дорожка, а в центре сквера была устроена круглая площадка с фонтаном, который простоял больше века и был разобран только в 1982 году. Сквер обнесли железной решеткой, вдоль которой уложили тротуар из плитняка. Учитывая, что эту местность постоянно затапливало при наводнениях, под землей уложили трубы и устроили сточные колодцы.

Как бы то ни было, но созданный при «царском сатрапе» Трепове сквер благополучно дожил до наших дней и пользуется среди горожан большой популярностью.

Материал был опубликован в газете под № 105 (6214) от 15.06.2018 под заголовком «Зубы дракона на Мокрушах».

#история #наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (6214) от 15.06.2018.


Комментарии