Зона премьера. Как студентов заподозрили в политической неблагонадежности
Как известно, яхтинг на берегах Невы был поначалу уделом аристократов. Членами Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба, открытого в 1846 году, были лишь представители знати. Со временем увлечение стало более доступным. Дошло до того, что 30 марта 1910 года был утвержден устав городского студенческого яхт-клуба. Любопытный эпизод его деятельности – в материалах Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга.
ФОТО pixabay
Цель клуба была благородна и нацелена на пропаганду здорового образа жизни: «дать возможность в течение круглого года проводить досуг в здоровых условиях», летом на яхте, зимой на буере, а также слушать лекции по вопросам «мореведения» и водного туризма. Членом клуба мог стать студент, преподаватель, администратор любого вуза: требовалось только заплатить 10-рублевый вступительный взнос, а затем ежегодно вносить в кассу по 6 рублей.
Студенты сумели получить пристанище на Крестовском острове, но для малочисленного поначалу клуба аренда частновладельческой прибрежной территории, очевидно, была высоковата, поэтому молодежь обратилась с просьбой предоставить ей стоянку на другом берегу Средней Невки – на Елагином острове, где распоряжалось Министерство императорского двора.
Чтобы перенести стоянку, требовалось разрешение полиции. Заведующий дистанцией столичной речной полиции подполковник Антонин Еланский 11 февраля 1911 года сообщил полицмейстеру, что наблюдает за спортивными успехами студентов уже несколько лет и всякий раз печалится об их «бедноте и неимении средств на покупку лодок». Так что даже в прошлом году доложил об этом обстоятельстве управляющему речной полицией, и тот пожертвовал им одну свою шлюпку.
Поведение молодежи Еланский характеризовал в самых комплиментарных выражениях: «За все время их существования на реке Средней Невке я никогда не замечал ничего предосудительного», все яхтсмены «были всегда трезвы и с особой любовью занимались греблей и плаванием под парусами, а один студент, изобретя своей системы мотор, установивши его в прошлом году на малой лодке, производил испытание».
Резюмируя, заведующий дистанцией отмечал: «Перемещение названного яхт-клуба с левого берега реки Средней Невки на правый – может быть допустимо. Перемещением на правый берег они выигрывают арендную плату, которую ведомство императорского двора вряд ли от них возьмет».
Однако вышестоящие полицейские чины решили отказать студентам. Первые три основания были чисто техническими, а вот четвертое – куда более существенным: мол, со временем в число членов клуба могут попасть и «лица неблагонадежные в политическом отношении», одолеваемые «преступными замыслами», которые «совершенно безопасно для себя устроят наблюдательный на этом месте пункт за высокопоставленными особами, проезжающими на стрелку».
Кроме того, в отказе отмечалось, что берега Елагина острова – место «обычных прогулок» премьер-министра Столыпина, который после покушения 1906 года проводил здесь лето в охраняемой царской резиденции. Правда, как оказалось, нахождение рядом с царем не спасло энергичного премьера. Через полгода после «тяжбы» за перенос студенческой стоянки, 1 сентября 1911 года, премьер был смертельно ранен далеко от берегов Невы – в киевском оперном театре... А петербургский студенческий яхт-клуб обосновался в другом месте – на берегу Большой Невки, на Благовещенской улице (со временем она влилась в трассу Приморского проспекта). Перед революцией «флотилия» клуба насчитывала 44 судна.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 85 (6923) от 14.05.2021 под заголовком «Зона премьера».
Комментарии