«А ну-ка, взяли!..». Как советская девушка оказалась на известном плакате

Как только речь заходит о восстановлении Ленинграда после блокады, многим на память сразу же приходит известный плакат «А ну-ка, взяли!..». Его автор – ленинградский живописец Иосиф Серебряный. А вот кто послужил «моделью», долгое время было неизвестным. Версий может быть множество, но нет повода не доверять воспоминаниям Людмилы Вячеславовны Ливанской, которые хранит ее сын. В семье она неоднократно рассказывала про это событие, да и портретное сходство вполне очевидно.

«А ну-ка, взяли!..». Как советская девушка оказалась на известном плакате | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Ливанская.jpg РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

До войны Людмила Ливанская жила в Пушкине. Только-только окончила школу и стала студенткой Ленинградского института инженеров молочной промышленности, находившегося в Пушкине. 1 сентября 1941 года в нем даже начались занятия, но продолжались они всего несколько дней. Слухи становились все тревожнее. Армия отступает, предприятия эвакуируют. Что делать?

Спасаясь от немцев, вместе с матерью она перебралась в Ленинград. Хотела учиться и дальше, но ее аттестат остался в оккупированном Пушкине. Людмила поступила в топографическое училище, находившееся в Чернышевом переулке – на нынешней улице Ломоносова. На занятия приходили сначала несколько человек, а потом кроме Людмилы не осталось вообще никого...

В марте 1942 года девушка пошла работать в управление сберкасс. «Потом – рабочий батальон при Ленгорфинотделе, куда мы были зачислены и переведены на казарменное положение. Жили интересно и дружно, читали, разговаривали. Стали лучше питаться. Днем работали на своих местах, а после работы дежурили на постах, ходили в госпитали и были всегда наготове...» – вспоминала Людмила Вячеславовна.

А после снятия блокады весной 1944-го в жизни Людмилы случился примечательный эпизод. Их с подругой пригласили в мастерскую известного живописца Иосифа Серебряного – позировать с носилками.

Незадолго до этого комитет по делам искусств Ленгорисполкома выдал конкурсное задание Союзу художников – создать плакат на тему восстановления Ленинграда. Причем срочно – за две недели. Художественное решение Серебряный нашел быстро. Вместе с коллегой Тимофеем Ксенофонтовым он работал на очистке двора своего дома на улице Герцена. В какой-то момент Серебряный не успел подойти к носилкам, Ксенофонтов наклонился, взялся за ручки и сказал: «А ну-ка, взяли!»...

Плакат большого размера, созданный художниками, был установлен на Невском проспекте. А на его основе был создан уже другой плакат, который тиражировался в типографиях.

А как складывалась в дальнейшем судьба «модели»? В 1949 году Людмила Ливанская окончила Университет по специальности «Политическая экономия», потом преподавала в разных учебных заведениях, даже была депутатом Пушкинского райсовета. Вместе с мужем она прожила в Пушкине больше пятидесяти счастливых и дружных лет. Супруги вырастили двух сыновей, Бориса и Вячеслава, успели понянчиться с внуками. О войне в семье вспоминали нечасто, но когда попадалась в руки книжка с репродукцией того самого плаката, Людмила Вячеславовна всегда восклицала: «Да ведь это же я!».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#СССР #история #Великая Отечественная война #плакат #судьба

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 81 (6919) от 07.05.2021 под заголовком «Осталась на плакате».


Комментарии