Животный промысел. Зачем в Петербурге XIX века крали собак
В столице процветал « гнусный и постыдный » промысел : это становилось очевидным из анонимной « весьма секретной » записки, полученной весной 1852 года министром внутренних дел Львом Перовским. Речь шла о кражах собак с целью их последующей перепродажи или возврата законным владельцам за вознаграждение. Подробности — в документах Российского государственного исторического архива.

ФОТО pixabay
Руководитель ведомства отнесся к сообщению серьезно и поручил состоящему при министерстве надворному советнику Афиногену Виноградскому провести негласное расследование. Выяснилось, что в Петербурге уже несколько лет действует целая сеть так называемых охотников на собак. Они подразделялись на «главных» ( тех, кто имел постоянные квартиры, где скрывали краденых питомцев ) и их «агентов» —людей неблагополучных, зачастую без определенного места жительства и документов, которые, занимаясь хищениями щенков и взрослых животных, получали от скупавших их «собачьих промышленников» средства к существованию.
Главные организаторы промысла не слишком скрывались и даже периодически размещали в столичных газетах объявления о продаже животных. Именно к ним, «знающим всех собак в городе», обращались покупатели, желавшие приобрести четвероногого друга, и те «по заказу» доставали для них того или иного породистого пса. Зачастую лица, приобретавшие питомца таким образом, не подозревали о том, что он украден у прежних хозяев, и не сомневались в его «законном» происхождении.
Сами «охотники» пристально следили за публиковавшимися в «Ведомостях Санкт-Петербургского градоначальства и столичной полиции» объявлениями о пропаже собак. После появления заметки о нужном исчезнувшем животном они сами или через «агентов» обращались к владельцам и возвращали домашнего любимца за вознаграждение. Подобное порой повторялось несколько раз с одной и той же собакой. Случалось, что слуги состоятельных людей сами передавали господских собак «охотникам», а затем делили с ними назначенное за возврат вознаграждение.
Когда же объявление о пропавшем питомце в прессе не появлялось, а покупателей на него не находилось, похитители сбывали собаку служащим городской фонарной команды, которые официально занимались истреблением бродячих животных …
После того как информация анонима подтвердилась, министр Перовский предписал петербургскому генерал-губернатору Дмитрию Шульгину осуществить «формальное следствие» в отношении преступной сети.
За полгода удалось выявить 18 главных действующих лиц собачьего промысла. Наиболее «матерыми» похитителями оказались отставной губернский секретарь Петр Чудинов и его жена София, проживавшие в Литейной части. При обыске у них в квартире обнаружили полтора десятка собак различных пород. Супруги отрицали криминальное происхождение животных и утверждали, что занимаются исключительно легальным разведением щенков.
Однако следствие установило, что Чудиновы могут быть напрямую причастны к кражам, самой громкой из которых стало похищение в 1851 году собаки у придворного банкира и промышленника барона Александра Штиглица. После публикации объявления о пропаже питомца София Чудинова возвратила его законному владельцу, выдав себя за солдатку, к которой на Невском проспекте будто бы прибился пес, и получила в награду 50 рублей серебром. При этом ее муж, по показаниям соседа-свидетеля, сетовал, что, мол, поторопились вернуть пса: следовало дождаться второго и последующих объявлений, тогда получили бы от барона больше денег.
Как выяснило следствие, от действий похитителей не раз страдали известные и влиятельные лица. В 1850 году была украдена собака у супруги наследника цесаревича Александра Николаевича ( будущего императора Александра II ) Марии Александровны. Животное вскоре отыскали, и дело прекратили. В следующем году дворовый человек Осип Скоробегов похитил собаку у графа Апраксина, а его подельники украли еще двух у главы Третьего отделения графа Орлова. Также была похищена, а затем возвращена за награду 40 рублей серебром собака датского посланника в Петербурге.
Материалы следственного дела составили два увесистых тома общим объемом 723 листа. В ноябре 1852 года оно было направлено генерал-губернатору Шульгину для передачи в суд. В итоге за всеми «прикосновенными» к делу лицами установили строгий полицейский надзор, сделавший невозможной дальнейшую преступную деятельность. Сеть похитителей собак была разгромлена. А в 1865 году именно в Петербурге было основано первое в России Общество покровительства животным. Оно боролось с жестоким обращением с ними, занималось созданием приютов и лечебниц для бездомных собак.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (7093) от 21.01.2022 под заголовком «Собачий промысел».
Материалы рубрики
Аксессуар императрицы. История очков Екатерины Великой
Битва за веру. Историк — о значении крестовых походов
«Светлый ручей». История реки Волковки
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии