Здесь венчалась бабушка Гагарина. История храма на проспекте Стачек
Рассказывают, что первый космонавт Юрий Гагарин, побывав в 1962 году в гостях у рабочих Кировского завода, спросил: «А где та церковь, в которой венчалась моя бабушка?»... В громадном, сталинского ампира здании (пр. Стачек, 48А), расположенном прямо напротив завода, трудно было узнать храм, своим обликом когда-то очень напоминавший Спас-на-Крови. Некогда это архитектурное сооружение было доминантой всего района, а сейчас его почти не видно даже с проспекта Стачек: виной тому заслонившие его бизнес-центр и трасса ЗСД.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В народе храм Святителя Николая Чудотворца и Св. мученицы царицы Александры называли Путиловским: на сооружение рабочие несколько лет отчисляли по одному проценту от своего жалованья. Заложенный 1 июля 1901 года, он был посвящен памяти коронования императора Николая II.
Автором проекта был необычайно плодовитый петербургский архитектор Василий Косяков, автор множества храмов в русско-византийском стиле, возведенных в Петербурге, а также в Либаве (ныне Лиепая), Астрахани, Батуми и даже в селе Кукобой Ярославской губернии. Среди его самых известных построек – Морской собор в Кронштадте и церковь Милующей Божией Матери в конце Большого проспекта Васильевского острова.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Интерьер Путиловской церкви был оформлен в древнерусском духе. Росписи выполнили художники Ф. Р. Райлян и М. М. Васильев. Утварь и паникадила в ярославском стиле изготовила ювелирная фирма братьев Оловянишниковых.
Главный престол освятили в мае 1906 года, а уже на следующий год храм приобрел мемориальное значение: в его крипт, в придел великомученика Георгия, перенесли прах Николая Ивановича Путилова и его жены. До этого знаменитый промышленник и предприниматель, владелец предприятия, названного в его честь, покоился в часовне на Гладком острове.
Путиловский завод, как известно, был одним из самых революционно настроенных в столице, в октябре 1917-го его рабочие стали едва ли не главной движущей силой происходивших событий. В то же время к своему храму они продолжали относиться с почтением, и когда в 1922 году власти попытались изъять церковные ценности, сотни собравшихся прихожан оказали стойкое сопротивление. Чтобы его сломить, пришлось даже вызывать части Красной армии.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Тем не менее в феврале 1925 года храм закрыли (как указывалось в решении Ленгорисполкома, «по требованию рабочих») и устроили в нем заводской клуб «Красный путиловец». В конце 1920-х годов, согласно проекту архитектора А. С. Никольского, здание перестроили в духе конструктивизма: снесли купола, колокольню, сбили декор, а в главный фасад «врезали» стеклянную призму. По всей видимости, власти исходили из практических соображений: приспособить огромное здание под новые нужды проще, нежели строить новое.
В клубе выступали артисты агитбригады «Синяя блуза», показывали спектакли Театра рабочей молодежи (ТРАМа). Побывал здесь даже Владимир Маяковский: осенью 1927 года он прочел здесь свою поэму «Хорошо!».
В 1935 году в бывшей церкви устроили кинотеатр, а спустя пять лет здание передали ленинградскому отделению «Трудэнергокадров» под областную автотранспортную школу. После войны последовала еще одна переделка, для галантерейного предприятия, теперь уже в духе сталинского классицизма. К главному фасаду, убрав «призму», пристроили монументальный портик. Однако церковные «следы» все равно оставались: это и подвальный этаж, отделанный мощными гранитными блоками, и полукруглые алтарные апсиды.
В 2004 году пустовавшее здание, уже признанное к тому времени объектом культурного наследия регионального значения, вернули церкви, спустя два года на нем установили миниатюрную звонницу с шестью колоколами, отлитыми на средства Кировского завода. Как рассказал настоятель церкви протоиерей Владимир Гончаренко, интерьеры храма частично сохранились, уцелели даже росписи: их обнаружили, отбив несколько слоев штукатурки.
– В планах – восстановить первоначальный облик здания. Выполнены первичные проектно-изыскательские работы, эскизный проект реставрации согласован КГИОП еще в 2017 году. Дальше необходима разработка рабочего проекта, – рассказал член церковного прихода Владимир Колпаков. – Наша идея – возродить эту церковь как «храм промышленников». Все, что мы могли осуществить собственными силами, мы сделали. Надеемся на помощь меценатов.
На самом деле опыт возвращения культовым зданиям исторического облика в нашем городе есть: именно так были восстановлены, к примеру, эстонская церковь на улице Декабристов и храм Святой Троицы у Киновиевского кладбища на Октябрьской набережной. Вопрос – в средствах. По предварительным подсчетам, полное восстановление Путиловского храма оценивается в 1,2 миллиарда рублей.
Что же касается захоронения Николая Ивановича Путилова, то, как пояснил настоятель, могилу вскрыли после войны. Говорят, что гробы отправили в переплавку, а извлеченные останки закопали там же, в склепе. Документов и свидетельств, что прах изъяли и перенесли, нет. Сверху была положена мощная бетонная плита, на которой установили функционирующий и сейчас тепловой узел.
– В техническом задании КГИОП есть пункт: более точное обследование могилы Путилова. Но только на перенос теплового узла требуется три миллиона рублей, – отметил Колпаков.
Кстати, Путиловский храм был единственным в России, возле которого специально построили дом для переодевания невест, да еще и соединенный с церковью подземным ходом. Сейчас это одноэтажное здание отреставрировано и используется как помещение для причта. Сохранилось даже подземелье, только оно почти полностью залито водой.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (6781) от 09.10.2020 под заголовком «Где венчалась бабушка Гагарина?».
Комментарии