Запах газировки и громадная Красавица: воспоминания о послевоенном Зоопарке

Во второй половине 1940‑х годов он, конечно, отличался от того, каким был на рубеже XIX – XX веков. Но чем‑то он еще был на него похож и в моей памяти сохранился как будто на старых фотографиях…

Запах газировки и громадная Красавица: воспоминания о послевоенном Зоопарке | ФОТО Полины АКИМОВОЙ

ФОТО Полины АКИМОВОЙ

Вход в Зоопарк в ту пору был со стороны Зверинской улицы. Я запомнила это потому, что родители шутили: «К зверям — со Зверинской». Когда попадали внутрь, решали, что делать сначала: идти смотреть животных, а может, на карусель? Глаза разбегались…

Завидев посетителей, большой бурый медведь вплотную подходил к железным прутьям вольера и высовывал наружу свой черный нос, ожидая угощения. Однажды служитель Зоопарка при мне строго выговаривал отцу малыша, подносившему сынишку почти вплотную к клетке, чтобы тот бросил медведю бутерброд с колбасой: «Что вы делаете? Животное может его укусить. А от вашего угощения медведю и заболеть недолго»… С тех пор, хотя я нередко подходила к этой клетке, держа в руке красного сахарного петушка на палочке, никогда не предлагала его медведю.

Мы всегда навещали зверя, который казался мне чрезвычайно громадным. На табличке значилось: «Бегемот Красавица». Много позже, уже став взрослой, я узнала, что Красавицу в годы блокады спасла работница Зоопарка Евдокия Дашина. Она ежедневно, ведрами на коромысле, приносила с Невы воду, грела и обмывала бегемота. Без этой обязательной процедуры животное могло погибнуть…

Вообще в Зоопарке было столько интересного! Продавались воздушные шарики, свистульки «уйди-уйди», маленькие мячики-«разлетайки» на резинке. Недалеко от входа стоял продавец мороженого и передвижная тележка — автомат газированной воды. Тетенька в белой шапочке брала прозрачный граненый стакан, отмеряла в него сироп и разбавляла его шипящей струей с пузырьками. Каким замечательным был этот напиток — освежающий, сладкий и приятно пощипывающий за язык!

Сравниваю Зоопарк моего детства и сегодняшний… Не было тогда ни просторного павильона для крупных кошек-тигров, ни удобного дома для приматов. В «бегемотнике» было сыро и холодно. Клетки громоздились в два яруса, зимой там теснились еще и теплолюбивые птицы. Не было просторных застекленных вольеров для четвероногих. Звери жили в клетках с толстыми решетками… Но тогда все это казалось само собой разумеющимся…

Читайте также:

Переполох на Марсовом поле. Слоны появились в Петербурге во времена Петра I

Смерть Бетти: как гибель слонихи возвестила о начале блокады


#Зоопарк #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (8021) от 24.10.2025 под заголовком «Зоопарк моего детства».


Комментарии