Заказ от Кремля. Как Мейерхольд стал сценаристом физкультурного парада на Красной площади

Театральная деятельность Всеволода Мейерхольда по большей части связана с Москвой, но в его биографии есть и достаточно длительные петербургско-ленинградские эпизоды. С 1906 года по приглашению Веры Комиссаржевской он был главным режиссером ее Драматического театра, затем ставил спектакли в Терийоках (ныне Зеленогорске), несколько постановок им было осуществлено в Мариинском театре и Александринке. Лишь создание собственного театра в Москве в 1922 году заставило Мейерхольда покинуть Петроград.

Заказ от Кремля. Как Мейерхольд стал сценаристом физкультурного парада на Красной площади | Фото: Public Domain

Фото: Public Domain

Он вернулся в наш город лишь в 1934 году, получив приглашение поставить оперу «Пиковая дама» в МАЛЕГОТе - под такой аббревиатурой был в ту пору известен Ленинградский Малый оперный театр. Новатор, борец с «отжившим прошлым», Мейерхольд с огромной страстью режиссировал, точнее, реформировал оперу П. И. Чайковского, готовя сенсационную премьеру. Спектакль, необыкновенно интересный по своему решению, был весьма далек от творения композитора.

Из состава труппы исчез гусар Елецкий, впрочем, не существующий и у Пушкина. Убрали начальную сцену в Летнем саду. Мейерхольд вообще обращался с музыкальным материалом достаточно бесцеремонно. Он сказал: «Квинтет «Мне страшно» - не идет!». И снова, как в 1890-м, одна из лучших сцен оперы без сожаления была удалена. Напомним, тогда в Мариинском театре после нескольких блестящих премьерных постановок оперы квинтет также изъяли, причем по чьему указанию - так и осталось неизвестным...

Авторитет Мейерхольда был непререкаем, любое его предложение воспринималось участниками спектакля без возражений. На все вопросы дирижер Самуил Самосуд отвечал: «Потерпите! Вы поймете это позднее...».

«Целый ряд фрагментов был истолкован, переосмыслен иначе. [Жаль, что это невозможно теперь увидеть и хотя бы как-то понять. - В. О.]. Но спектакль по форме оказался совершенно блестящим и привлекал прекрасным составом актеров», - вспоминал дирижер Кирилл Кондрашин, друг Мейерхольда.

Мейерхольд был резок по отношению не только к Чайковскому, который не мог протестовать по известным причинам, но и к артистам. Режиссер отказался от услуг фанатично любимого публикой Николая Печковского - непревзойденного с 1920-х годов Германа. В чем причина? Услышав Печковского, Мейерхольд слишком эмоционально отреагировал на его сценическую манеру и буквально возненавидел певца. Главной причиной было то, что Печковский следовал системе Станиславского, которую Мейерхольд не признавал. Новым Германом стал Николай Ковальский, красивый драматический тенор, который действительно играл потрясающе.

Однако в 1937 году постановка «Пиковой дамы» в Ленинграде была отменена, а в 1938 году был распущен московский театр Мейерхольда. Актера приютил критикуемый им, но ценивший его талант Константин Станиславский. В мае 1938 года он пригласил его в свой московский театр (ныне - Музыкальный театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко), поручив постановку оперы «Риголетто».

В августе того же года Константин Сергеевич умер. Мейерхольд стал главным режиссером театра, поставил «Риголетто», пытался ставить оперу Прокофьева «Игрок» и его же балет «Стальной скок», но вместо этих высоких проектов получил неожиданный для себя заказ от Кремля - на сценарий физкультурного парада на Красной площади в 1939 году.

Кирилл Кондрашин вспоминал, с каким неожиданным воодушевлением аристократичный, совсем не пролетарский человек, Мейерхольд взялся за эту работу. Он разработал проект и придумал трюк, который потом стал стандартным, но тогда был новинкой. Всеволод Эмильевич придумал дать каждому из участников парада по воздушному шарику, чтобы, приблизившись к трибунам, они по команде шарики выпустили, создав праздничный, а, может быть, и в чем-то символичный «салют»...

Мейерхольд провел много репетиций, но перед самым парадом, 20 июня 1939 года, был арестован в Ленинграде. Были запущены шарики или нет - он так и не узнал...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #искусство #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 022 (6620) от 07.02.2020 под заголовком «Заказ от Кремля».


Комментарии