Загадка «Незнакомки». На каком вокзале Блок написал известное стихотворение?

«По вечерам над ресторанами горячий воздух дик и глух…» Кому не знакомы эти строки из знаменитой блоковской «Незнакомки»? Под стихотворением есть пометка «24 апреля 1906 года, Озерки». Принято считать, что поэт написал его в вокзальном ресторане в Озерках. Но где именно? В этом популярном дачном пригороде было два вокзала: один — на Финляндской магистрали, другой — на Озерковской ветке Приморской (Сестрорецкой) железной дороги…

Загадка «Незнакомки». На каком вокзале Блок написал известное стихотворение? | На фото начала ХХ века — вокзал на станции Озерки Финляндской железной дороги. Скорее всего, тот самый, где Блоку явилась «Незнакомка»…/Репродукция. ФОТО автора.

На фото начала ХХ века — вокзал на станции Озерки Финляндской железной дороги. Скорее всего, тот самый, где Блоку явилась «Незнакомка»…/Репродукция. ФОТО автора.

Тот год для Блока оказался весьма непростым, его отношения с женой Любой Менделеевой, дочерью великого химика, зашли в тупик. Пытаясь вернуть себе душевное спокойствие, он скитался по петербургским пригородам. Излюбленным местом стал железнодорожный вокзал в Озерках, куда Блок, по словам поэта Владимира Пяста, отправлялся «пить красное вино». Об этом вине вспоминал и ближайший друг Блока публицист, детский писатель Евгений Иванов: «Терпкое, главное — с лиловатым отливом ночной фиалки. В этом вся тайна».

Поэт заходил в ресторан, садился у широкого венецианского окна, выходившего на железнодорожную платформу, медленно пил дешевое вино и наблюдал за перронной суетой. Евгений Иванов вспоминал: «Поезда часто проносятся мимо. С этими пролетающими машинами связано появление Незнакомки… Я начинаю почти видеть ее. Черное платье, точно она или весь стан ее прошел в окне, как пиковая дама перед Германом. Одна без спутников»

Поэт Андрей Белый в своих воспоминаниях отразил момент создания стихотворения: «Запомнился день; был он душен и мутен: гроза приближалась… в 12 ночи входит Блок в мятом своем сюртуке, странно серый, садится; и каменеет у стенки». Люба спрашивает: «Саша, — пьяный?». Блок соглашается: «Да, Люба: пьяный…». После чего вынул из кармана листок со строчками «По вечерам над ресторанами…».

В мае 1906 года Евгений Иванов в своем дневнике рассказывал о совместной поездке с Александром Блоком в Озерки: «Поехали на пароходе. Вышли у Новой Деревни. Заехали в Озерки на поезде Озерковском… Приехали. Пошли на озеро, где «скрипят уключины» и «визг женский». В Шувалово прошли. Там у вокзала кафе. В кафе пили кофе».

Может быть, поэт хотел повторить путь того вечера, когда появилась Незнакомка?.. «Наконец (он. — Ред.) привел на вокзал Озерковский (Сестрорецкой ж. д.). Из большого венецианского окна видны «шлагбаумы», на все это он указывал по стихам. В окне видна железная дорога, Финляндская ж. д. Поезда часто проносятся мимо… Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается», — продолжал Евгений Иванов.

На первый взгляд, автор точно указывал на вокзал Приморской железной дороги, которой Блок часто пользовался. Но это утверждение вызывает сомнения, поскольку у исследователей есть большие претензии к Иванову как мемуаристу. К тому же не стоит забывать, что во время прогулки он был не совсем трезв.

Есть и еще одно обстоятельство: в Озерковском вокзале Приморской дороги, построенном в 1893 году, не было венецианских окон, все они имели прямоугольную форму. Венецианским называлось большое окно с полукруглой аркой, подобные были на Озерковском вокзале Финляндской дороги. Кроме того, вокзал Приморской линии находился в торце железной дороги и его окна выходили на юг. Так что вечерний закат из него едва ли можно было наблюдать. И, наконец, на вокзалах Приморской железной дороги имелись только буфеты, а вот ресторан был на вокзале Финляндской дороги. Так, значит, скорее всего, дело происходило именно там?

Здание вокзала было возведено в 1902 году финским архитектором Главного управления железных дорог Финляндии Бруно Гранхольмом. На кирпичном основании он воздвиг красивый деревянный объем с подчеркнутым фахверком. Первый, каменный, этаж занимали большой зал ожидания и служебные помещения, в центральной части размещался ресторан. Над входом в вокзал был установлен большой металлический кованый зонт, цоколь и ступени входов вытесаны из финского гранита.

По своему прямому назначению здание использовалось до конца 1991 года. В следующем году его арендовали коммерсанты, по некоторым сведениям, там располагалась швейная мастерская. Уже через год произошел пожар, в результате которого деревянный второй этаж сгорел.

Затем окна и двери оставшегося первого этажа были забиты железными листами, а над остатками здания возвели крышу. Дальнейшая судьба постройки остается неясной, хотя полностью сохранились проектные чертежи архитектора Бруно Грангольма, и восстановление исторического облика вполне возможно…

Что же касается вокзального здания Приморской ветки, то оно в 1907 году сгорело, через некоторое время построили новое. Пассажирское движение по Озерковской ветке прекратилось в 1919 году. Здание вокзала использовали как жилье, но уже к 1980‑м годам оно пришло в ветхое состояние и было разобрано. По части трассы бывшей Приморки ныне проходит Детская железная дорога.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #поэты #вокзал #Блок #поэзия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (7216) от 22.07.2022 под заголовком «Вино и «Незнакомка»».


Комментарии