Забытый труд Фёдора Туманского: первое этнографическое описание Петербургской губернии

Если внимательно приглядеться, то на одной из иллюстраций этнографического описания Северо-Западного региона, составленного в конце XVIII века, можно различить черты древней Староладожской крепости. Полное название этого труда, ставшего едва ли не первым в своем роде, звучит следующим образом: «Опыт повествования о деяниях, положении, состоянии и разделении Санкт-Петербургския губернии, включая народы и селения от времен древних до ныне».

Забытый труд Фёдора Туманского: первое этнографическое описание Петербургской губернии | РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Автор этого исследования, которое ныне хранится в отделе рукописей Российской национальной библиотеки, — любитель древностей Федор Туманский. Про него известно, что он был литератор, историк, этнограф, корреспондент Академии наук и действительный член Российской академии.

Образование Федор Осипович получил в Кенигсбергском университете, после чего служил чиновником в различных российских ведомствах. Впоследствии занимался издательскими проектами: выпускал общественно-политический и литературный журнал «Зеркало света», а также первый русский исторический журнал «Российский магазин».

В числе сотрудников еженедельника под названием «Лекарство от скуки и забот», который также издавал Туманский, был даже Иван Андреевич Крылов. Журнал ставил своей задачей давать такое чтение, «предметом которого должно иметь утверждение добродетели и распространение полезных знаний». Увы, его выход прекратился из‑за нехватки подписчиков…

Туманский увлекался историей, его авторству принадлежали «Полное описание деяний его величества государя императора Петра Великого», а также «Созерцание славныя жизни святого благоверного великого князя Александра Ярославича Невского». Одним словом, натура Туманского была кипучей. В 1797 году он был назначен гражданским цензором в Ригу. По словам его современника драматурга Августа Коцебу, на этом посту он отличался крайней придирчивостью. После убийства императора Павла I Туманский, по словам Коцебу, написал в Петербург донос, обвиняя в создании «тайного якобинского заговора» едва ли не все рижское дворянство во главе с губернатором. После этого по указанию императора Александра I Туманский был объявлен сумасшедшим и уволен в отставку.

Что же касается Петербургской губернии, то он проехал ее практически всю вдоль и поперек, изучая быт и традиции местных жителей. О поводе взяться за изучение региона Туманский написал следующим образом: «Древность покрыта неведением, проникнуть в оную нет почти возможности, а обычаи древних толико же от нас сокрыты».

В его «Опыте повествования…», написанном в 1789 – 1790 годах, много рассказывается об истории края и о населяющих Петербургскую губернию народах. В нем есть описания ижорской одежды, верований и суеверий, заметки о хозяйстве и о растительном мире. Туманский первым отметил существование двух разных этнографических групп ижоры, одну из которых он назвал «ижоры», другую — «ямы», описал их территории расселения и этнографические особенности. В статье, озаглавленной «Руссы», говорится: «Руссы суть то же Россияне, но в древние времена дали различие в Новгороде, и за Новгород называли Славянами, а облас­ти Поморские и ко Пскову — Руссами, а оттого и Варягоруссы».

Исследователь заметил, что живущие в окрестностях Петербурга «россияне» склонны больше к промыслам, нежели к хлебопашеству, «в деревенских работах ленивы»; в прочих же уездах подальше от столицы «служат примером трудолюбия и домостроительства». У ижор «в прочем примечается лукавство в великом почете».

Весьма неожиданно, что труд Туманского начинался не введением или оглавлением, а чертежами и иллюстрациями, которым полагалось находиться в заключительном разделе. Открывающий работу «Чертеж по древнему положению и разделению обитавших в нынешней Санкт-Петербургской губернии народов…» — фактически первая попытка графического отображения этнического многообразия региона. На импровизированную карту нанесены этнические границы расселения различных народов — «Финны и Корелы свейские», «Биармия или Корела или Корелы Русские», «Эстоны», «Ямы», «Чюди», «Ижоры», «Славяне», «Варяго».

Дополнением служат изображения нескольких крепостей — Копорья, Яма (Ямбурга), Старой Ладоги. На отдельном листе приведены гербы городов Санкт-Петербургской губернии, исходя из разделения на уезды в конце XVIII века: Шлиссельбурга, Новой Ладоги, Рождествено, Ораниенбаума, Кронштадта, Ямбурга, Нарвы, Луги, Гдова.

Работа Туманского не была издана и осталась в рукописи. До середины XIX века этот труд хранился в личной императорской библиотеке в Эрмитаже, после чего был передан в Публичную библиотеку. Но прошло еще немало времени, прежде чем исследователи оценили этот труд как уникальный источник сведений о Санкт-Петербургской губернии и ее жителях.

Читайте также:

Граница добродетели. Как в Нарве Карамзин открыл подлинное русское гостеприимство

Каркас имперского расширения: 500 лет назад была высказана идея о существовании Севморпути


#история #Руссы #Петербургская губерния

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (8036) от 17.11.2025 под заголовком «Этнический чертеж».


Комментарии