2Vtzqv4Hz9U

Взгляд в «двуглазную» трубу. Кто привез в Россию первые микроскопы?

Работая на токарных станках, Петр I пользовался защитными очками. Одни из них, европейского производства, в виде пенсне, дошли до наших дней: они представлены в эрмитажной экспозиции «Зимний дворец Петра I». Власти стремились заинтересовать иностранных купцов, чтобы те привозили подобный товар: с него даже не взимали таможенные пошлины.

Взгляд в «двуглазную» трубу. Кто привез в Россию первые микроскопы? | ФОТО Википедии / Edal Anton Lefterov / CC BY-SA 3.0

ФОТО Википедии / Edal Anton Lefterov / CC BY-SA 3.0

Благодаря Петру в России ознакомились и с другим европейским достижением, которое тогда называли «микроскопий», или «микроскопиум». Речь о микроскопе — приборе, созданном в конце XVI — начале XVII века. Доподлинно известно, что в 1698 году в голландском городе Делфте Петр I встречался с Антони ван Левенгуком, создавшим прототип микроскопа, который давал увеличение почти в триста раз, что для того времени было рекордом.

Петр I пригласил Левенгука на яхту, куда и прибыл исследователь, захватив с собой пробирки и несколько микроскопов. Увиденное весьма впечатлило российского монарха: через линзу он посмотрел на движение эритроцитов в капле крови угря. Живой интерес вызвал и показанный ему Левенгуком зубной налет под многократным увеличением микроскопа.

Параллельно с микроскопами в начале XVII века в Европе были созданы подзорные трубы и телескопы. В те времена различия между ними не делалось: их называли «зрительными трубками» или «трубами». В допетровское время оптические приборы привозили в Россию в единичных экземплярах, у царя Михаила Федоровича уже была заграничная подзорная труба.

Во время европейского путешествия в 1716 – 1717 годах Петр I приобрел несколько таких предметов для себя, а также микроскопы для Кунсткамеры. В Петербург царь заказывал и «трубки зрительные», в которые «обоими глазами смотрят». В данном случае это не что иное, как бинокль — «оптическая новой инвенции (т. е. изобретения. — М. К.) труба двуглазная или двоезрительная».

Покупкой оптических инструментов и приборов для Петра I занимались российские дипломаты и торговые агенты в Европе. Петр Иванович Беклемишев, русский дипломатический и торговый агент в Венеции и Флоренции в 1716 – 1720 годах, надзиравший за обучавшимися русскими гардемаринами и студентами, по поручениям царя отправлял в Петербург наряду с картинами «зрительные» (увеличительные) стекла, бинокли и микроскопы.

Через Юрия Ивановича Кологривова — денщика Петра I, ставшего дипломатом, — в 1717 году были закуплены зрительные трубы разных размеров, в том числе серебряная, золоченая, стальная, в медной золоченой оправе. Иван Никитич Зотов, сын первого учителя Петра Никиты Моисеевича Зотова, проводивший в 1716 году во Франции наем мастеровых людей для работы в Петербург, занимался покупкой для царя математических и оптических инструментов, в том числе и «зажигательного зеркала».

Такое название зеркал связано с тем, что они служили для зажигания, поджога чего‑либо, «чрез которые посредством солнечных лучей огонь произвести можно». Находясь в Париже, Петр неоднократно посещал обсерваторию и физический кабинет, где ему показали удивительно сильные возможности зажигательного зеркала, с помощью которого в несколько секунд плавились золотые монеты, другие металлы и материалы. Подобные опыты в те времена вызывали большой интерес у пуб­лики.

Такое же «зажигательное зеркало», а также часы с будильником приобрел для государя в 1717 году русский посол в Берлине Александр Гаврилович Головкин.

Некоторые научные приборы и инструменты Петра Великого дошли до наших дней. В экспозиции «М. В. Ломоносов и Академия наук XVIII века» в Кунсткамере находится зажигательная линза, приобретенная в Лейпциге в 1723 году по заказу Петра I. Ее автор — немецкий ученый Эренфрид Вальтер Чирнгаузен.

О том, как зрительные трубки использовали в Петербурге, свидетельствует дневниковая запись камер-юнкера Ф. В. Берхгольца от 7 августа 1721 года: «В 12 часов утра, все мы, оставшиеся дома, целым обществом всходили на колокольню в крепости (Петропавловской. — М. К.), чтобы послушать игру курантов, положенную в это время, и посмотреть на панораму Петербурга… Когда мы взошли на самый верх, под колокола, музыкант дал нам большую зрительную трубку, с помощью которой можно было видеть оттуда Петергоф, Кронслот и Ораниенбаум».

Петр I так увлеченно интересовался астрономией, что даже во время военных действий вел переписку с ученым и военным Яковом Брюсом, получая от него наставления по работе с инструментами и приборами. Зрительные трубы, металлические зеркала для телескопов Брюс делал сам. Об этом свидетельствует и надпись на металлическом зеркале для отражательного телескопа, хранящегося в Эрмитаже: «Сделано собственным тщанием графа Якова Вилемовича Брюса в авгус­те 1733 года». После смерти ученого Академия наук в Петербурге получила оборудование его подмос­ковной обсерватории.

Собранием астрономических инструментов Брюса долго пользовались в академической обсерватории, что заложило серьезную основу для развития научных исследований в России. В том числе — Михаила Ломоносова, который изготовил свой телескоп, усовершенствовал микроскоп, основал оптическую ­мастерскую, открыв новые возможности для научных открытий.

Зеркальные телескопы впервые в России стал делать приглашенный Петром I оптик немецкого происхождения Иоганн Георг Лейтман. Он прибыл в Петербург с оборудованием своей оптической ­мастерской в 1726 году и впоследствии стал профессором механики и оптики Петербургской академии наук. Его инструкции по изготовлению шлифовальных станков сыграли важную роль в развитии производства оптической техники в России.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#Петр I #история #приборы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (7266) от 30.09.2022 под заголовком «Взгляд в «двуглазную» трубу».


Комментарии