Дворец, где играли в рулетку. Как появился путевой дворец Петра I в Стрельне

На снимке фотографа и краеведа Татьяны Ладыгиной, датированном 1994 годом, достаточно трудно узнать путевой дворец Петра I в Стрельне. Как раз тогда его в очередной раз перебирали «по бревнышку», возвращая ему исторический вид… Облик здания, с деревянными «заплатами» и выбитыми стеклами, за наспех сколоченным забором, говорит о том, что оно явно нуждалось в ремонте. О былом великолепии напоминали лишь большие арочные окна с мелкой расстекловкой.

Дворец, где играли в рулетку. Как появился путевой дворец Петра I в Стрельне | Мезонин путевого дворца Петра I в Стрельне (северный фасад) во время реставрации. © Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2022. Ар 252391.

Мезонин путевого дворца Петра I в Стрельне (северный фасад) во время реставрации. © Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2022. Ар 252391.

В эпоху петровских реформ в России стали часто строить путевые дворцы — «комфортабельные» станции на пути следования царских кортежей. Вот и на «правительственной трассе» из Петербурга в Петергоф и Кронштадт в 1704 году сложили «избу» для кратких остановок Петра. Место выбрали «обжитое», на высоком берегу реки Стрелки, где раньше было имение шведского генерал-губернатора Ингерманландии барона Иоганна Шютте. Через несколько лет его сменил одноэтажный дом с мезонином в голландском стиле (по некоторым данным, начинал строительство Жан Леблон, а закончил Николо Микетти).

В отличие от простого домика в устье Невы петровские апартаменты в Стрельне строили как настоящую загородную усадьбу. Северный фасад, с колонным портиком и широкой террасой, смотрел в сторону Финского залива, южный был обращен к Петергофской дороге.

Скромный по размерам (всего два зала и восемь комнат), внутри дворец имел простую, но изящную обстановку: изразцовые печи, на стенах — шпалеры, картины и зеркала. Внизу, в «фортунной комнате», предназначенной для азартных игр, хозяин дома и гости развлекались рулеткой, картами и домино. Сам Петр предпочитал шахматы. В Верхнем зале давали балы, где царь любил показывать придуманные им замысловатые танцевальные фигуры.

Со всех сторон дворец окружали фруктовый сад, оранжереи, пасека и «аптекарский» огород. По легенде, именно здесь по воле Петра стали выращивать картофель. Подножие холма украсили два фонтана — предшественники петергофской «Версалии». Позже поблизости возвели Большой каменный дворец, а прежний, деревянный, царь подарил своей дочери Елизавете.

С тех пор прошло три столетия, за это время «малый домик» Петра I ни разу не был разрушен, но обновляли его четыре раза.

Первая перестройка произошла спустя всего четверть века после смерти Петра. Франческо Растрелли и его ученик Сергей Волков заменили ветхие конструкции и поставили их на каменный фундамент. В 1786 году назначение дворца изменилось: в нем открыли госпиталь Военного ведомства, а территорию бывшей усадьбы стали называть «Больничная горка».

Спустя полстолетия архитектор Христиан Мейер, учитывая историческую ценность дворца, отремонтировал его «по прежнему плану и фасаду». К концу XIX века на местном огороде выращивали редкие виды растений, а в здании работали детский санаторий, затем больница… После революции 1917 года здесь разместился роддом.

Во время войны, когда Стрельну оккупировали немецкие войска, они приспособили петровский дворец под свои нужды, поэтому здание чудом уцелело. После освобождения его занимали органы власти, поселковый клуб, мастерские… К этому времени оно уже было на грани обрушения: крыша прохудилась, бревна прогнили.

В конце 1951 года под руководством архитектора Натальи Уствольской (именно она была автором идеи маскировки шпилей в осажденном Ленинграде) здание приспособили под «образцовые» ясли на 60 детей. За основу были взяты поэтажные планы и чертежи 1749 года, сохранившиеся в ленинградских архивах и музеях. Для этого окна и двери парадных залов первого и второго этажей увеличили по высоте (они видны на фото), боковые пристройки демонтировали.

В первом этаже разместили старшие детские группы, в мезонине — младшую. Не забыли и о прилегающей территории: ее восстановили «в соответствии с историческими данными».

В таком виде здание простояло более трех десятилетий, пока не перешло в ведение Петергофского музея-заповедника. В 1988 году по проекту архитектора Марии Дементьевой началась четвертая по счету реконструкция. Из-за нехватки средств работы растянулись на двенадцать лет, многое из внутренней отделки пришлось буквально воссоздавать заново. В 1999 году здесь наконец открылся музей, рассказывающий об истории и всех обитателях дворца.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».


#здания #история #дворец

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (7246) от 02.09.2022 под заголовком «Дворец, где играли в рулетку».


Комментарии