Блестящий проект обезображения Петербурга. Как отстояли Михайловский замок

В собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга сохранилось письмо известного зодчего Леонтия Бенуа, направленное им 24 октября 1907 года в правление Общества архитекторов-художников. «В Главном Инженерном управлении решается в настоящее время вопрос о застройке площади перед Инженерным замком», — сообщал архитектор, указывая, что проектом предусмотрен снос двух «круглых павильонов» (кордегардий) и строительство перед замком двух флигелей высотой три и четыре этажа.

Блестящий проект обезображения Петербурга. Как отстояли Михайловский замок | ФОТО Википедии / Andrew Shiva / CC BY-SA 4.0

ФОТО Википедии / Andrew Shiva / CC BY-SA 4.0

«Независимо от достоинства или худ [ожественных] недостатков новых зданий, — продолжал Леонтий Бенуа, — я считаю, что вообще в столь важном вопросе, как застройка площади перед одним из замечательнейших зданий столицы, общество должно высказаться и дать свое компетентное мнение».

Образованное в 1903 году Общество архитекторов-художников объединяло профессоров и выпускников Академии художеств, и Леонтий Бенуа был одним из инициаторов его создания. В эту авторитетную организацию входили такие известные зодчие, как Павел Сюзор, Владимир Покровский, Лев Ильин, Владимир Щуко, Оскар Мунц, Александр Лишневский и другие. Весной 1907 года общество сформировало комиссию по изучению и описанию Старого Петербурга, одной из задач которой была охрана «представляющих художественный интерес» памятников архитектуры от «уничтожения, переделок и вообще порчи».

«Комиссия не носит никакого официального характера, и к участию в ней приглашаются все лица, интересующиеся вопросом», — говорилось в одном из протоколов ее заседаний. Таким образом, она могла действовать исключительно своим авторитетом.

Проект застройки площади перед Михайловским (Инженерным) замком, грозивший исказить архитектурный ансамбль, не на шутку встревожил тогдашних градозащитников. Историк искусства Владимир Курбатов, состоявший в упомянутой выше комиссии, откликнулся статьей в августовском номере журнала «Зодчий» за 1907 год. Уже само ее название выносило приговор радикальному проекту Инженерного управления: «Один из блестящих проектов обезображения Петербурга».

Автор делал акцент на неразрывной ансамблевой связи Михайловского замка с павильонами (кордегардиями), приговоренными к сносу: «…Они без сомнения были задуманы вместе с замком (на это указывает мотив ионической колоннады наверху здания), вероятно автором или близким к нему архитектором. И по своеобразию плана они очень напоминают замок».

«Казалось бы, имея такое особенное, чудесное по архитектуре и полное исторических воспоминаний место — его бы беречь и беречь! — искусствовед. — Но та же мысль об экономии внушила ужасающую мысль: сломать эти два отличных павильона, зеленые лужайки сбоку аллеи застроить флигелями училища, а над кленовой аллеей (в оригинале с маленькой буквы. — А. Ч.) перекинуть арку. Так что самый торжественный фасад Петербурга очутится во дворе юнкерского училища, и на него можно будет любоваться лишь из подворотни».

Курбатов призывал во что бы то ни стало спасти ансамбль Михайловского замка от разрушения: «Если бы в Петербурге было с полдюжины таких замков и павильонов, то такой поступок еще можно было бы оправдать; но, когда это единственный не только в Петербурге, но и в мире ансамбль, то не только сломку павильонов и постройку училища, но даже постройку электрической станции и застройку кленовой аллеи между манежем и конюшнями можно объяснить лишь полным пренебрежением к великому прошлому родной страны и презрением к великим произведениям искусства».

В итоге Общество архитекторов-художников сформировало специальную комиссию по спасению ансамбля Михайловского замка, и своими обращениями она буквально торпедировала городские власти, убеждая их, что площадь перед замком недопустимо застраивать «какими бы то ни было зданиями, не касаясь даже их художест­венных достоинств».

Настойчивые усилия принесли плоды. Нашелся и влиятельный человек, поспособствовавший отклонению проекта «порчи Инженерного замка». Это был генерал-инспектор по инженерной части великий князь Петр Николаевич, увлекавшийся живописью и зодчеством, выставлявший свои работы в Академии художеств и даже занимавшийся архитектурным проектированием. Благодаря его вежливым, но достаточно настойчивым обращениям в военное ведомство оно прекратило попытки «модернизировать» уникальный ансамбль.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#письмо #история #Инженерный замок #застройка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 143 (7226) от 05.08.2022 под заголовком «Обезобразить… по проекту».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».