Выстрел на окраине

20 июня 1918 года был убит комиссар по делам печати и агитации Союза коммун Северной области В. Володарский. «Кому нужна его смерть? Несомненно, убийство совершено на политической почве. Что сказать можем мы? Бесконечно жаль, бесконечно больно. Пусть не всегда был прав Володарский в своих выступлениях, но он был даровит, он был талантлив, и за это ему прощалось многое», - писал художник Фома Райлян в «Новой Петроградской газете» 21 июня 1918 года. Райлян назвал убитого комиссара «жертвой борьбы роковой».

Выстрел на окраине | Открытие в 1919 году памятника В. Володарскому на бульваре Профсоюзов (бывшем и нынешнем Конногвардейском). Гипсовое изваяние, созданное скульптором М. Ф. Блохом, 15 мая 1921 года было взорвано участником подпольной антибольшевистской организации. ФОТО из

Открытие в 1919 году памятника В. Володарскому на бульваре Профсоюзов (бывшем и нынешнем Конногвардейском). Гипсовое изваяние, созданное скульптором М. Ф. Блохом, 15 мая 1921 года было взорвано участником подпольной антибольшевистской организации. ФОТО из

Предупреждая вопросы, скажу сразу же: «В. Володарский» - псевдоним Моисея Марковича Гольдштейна, причем инициал «В.» никак не расшифровывался.

Врагов у него было много: он руководил репрессиями в отношении противостоящей большевикам печати - закрывал газеты, организовывал публичные судебные процессы против них.

«Володарский, ведя войну с оппозиционной печатью, выступал ее публичным обвинителем, не ища личных выгод и не имея в виду личных целей, - отмечал писатель Александр Куприн в своей статье «К убийству Володарского». - Он был весь во власти горевшей в нем идеи. Он знал, что противник его искуснее в бою и вооружен лучше. Но он твердо верил в то, что на его стороне - огромная и святая правда»...

Вечером 20 июня 1918 года Володарский, колесивший по Петрограду с митинга на митинг, держал путь на Обуховский завод. В районе Фарфорового завода машина заглохла. Есть версия, что шофер был в сговоре с террористами и умышленно заглушил мотор в нужном месте. Все - шофер, Володарский, его спутницы - отправились на поиски бензина.

«В это время к Володарскому подошел неизвестный молодой человек в рабочем платье и произвел в него из револьвера в спину выстрел», - описывала момент покушения «Новая Петроградская газета». В газете указывается и место покушения - невдалеке от церкви Спаса Преображения (находилась напротив дома № 151 по проспекту Обуховской Обороны, снесена в 1930-е годы).

Шофер Гуго Юргенс вспоминал о теракте так: «Когда мотор остановился, я заметил шагах в двадцати от мотора человека, который на нас смотрел. Был он в кепке темного цвета, темно-сером открытом пиджаке, темных брюках. Когда раздались первые выстрелы, то я испугался и спрятался за мотор».

По версии «Новой Петроградской газеты», Володарский погиб не сразу, а в перестрелке: «Раздался выстрел, но пуля пролетела мимо. Володарский, в свою очередь, выхватив из кармана револьвер, пытался выстрелить в преступника, но последний произвел второй выстрел».

Шофер так описывал дальнейшие секунды: «Володарский подбежал к мотору. Я поднялся ему навстречу и поддержал его. Он стал падать». Через несколько минут, не издав ни звука, он скончался.

На выстрелы прибежали рабочие, хотели отвезти, как тогда казалось еще живого, комиссара в больницу, но бензина-то не было!

Вскоре на месте происшествия появилась машина, в которой в обратном направлении, с митинга на Обуховском заводе, ехал председатель Совета комиссаров Северной коммуны Григорий Зиновьев. Завидев скопление народа, приказал остановиться и отправился к толпе. Помочь Володарскому было уже нельзя, и Зиновьев на своем автомобиле отвез тело в морг.

А что же террорист? Застрелив комиссара, убийца бросился бежать. Как сообщала «Новая Петроградская газета», он перепрыгнул через забор, но трудившийся в огороде рабочий попытался задержать злоумышленника. Чтобы уйти от преследования, тот бросил бомбу и «под шумок» скрылся. В книге современного исследователя Ильи Ратьковского утверждается, что террорист оторвался от погони, переплыв Неву.

Задержать его так и не удалось, следствие не дало быстрых результатов, да и сейчас нет точных данных о мотивах, организаторах и исполнителе убийства. По официальной версии, покушение организовал эсеровский боевой террористический отряд Г. И. Семенова, стрелял рабочий Никита Сергеев.

23 июня Володарского торжественно похоронили на Марсовом поле. Нарком просвещения А. В. Луначарский вспоминал: «Мне не казалось, что он одинок, что ему холодно, что он ушел. Я видел: его окружали бесконечной теплотой, горячей атмосферой все те, кто был вокруг него».

Позже Луначарский отмечал, что Володарского ненавидели за его вездесущность и беспощадность: «Этого скрывать мы не будем: Володарский был террорист. Он до глубины души был убежден, что если мы промедлим со стальными ударами на голову контрреволюционной гидры, она не только пожрет нас, но вместе с нами и проснувшиеся в Октябре мировые надежды».

«Новая Петроградская газета» передает атмосферу всеобщей похоронной скорби: «Несколько рабочих затягивают вечную память, а затем революционный похоронный марш. Все обнажают головы... Медленно ползут по серому небу мутные тучи... Накрапывает дождь...». Рабочий, выступавший у могилы Володарского, отметил, что покойный трибун обладал «удивительной способностью поднимать падающее настроение рабочих масс».

После убийства Володарского раздались голоса в пользу усиления террора против врагов революции. Ленин, узнав, что руководство Северной коммуны пыталось затормозить эти инициативы, телеграфировал Зиновьеву: «Это невозможно! Террористы будут считать нас тряпками. Время архивоенное. Надо поощрять энергию и массовидность террора против контрреволюционеров, и особенно в Питере, пример коего решает».

Как бы мы ни оценивали деятельность Володарского, память о нем сохраняется до сих пор. В свое время ему ставили памятники, в честь революционера-пропагандиста были названы судостроительный завод, эскадренный миноносец и пароходы, а также районы, города и поселки... Многие к настоящему времени переименованы, но немалая часть по-прежнему носит имя комиссара.

На карте Петербурга и сегодня есть Володарский мост, рядом с ним - памятник Володарскому: примерно в этом месте он и был убит. Его имя с 1918 года носил Литейный проспект. В 1944 году ему вернули историческое имя, а вот в Сестрорецке, Левашове и Петро-Славянке и сегодня есть улицы Володарского. Лишь два года назад поселку Володарский в Красносельском районе Петербурга и ближайшей к нему железнодорожной станции вернули историческое наименование Сергиево, однако в электронном расписании сохраняется двойное наименование станции: Сергиево (Володарская).

#наследие #история #Володарский

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6219) от 22.06.2018.


Комментарии