Выстрел в спину. Как начальнику отомстили за увольнение тысячи рабочих

«Вчера, 1-го июня, в местности у Галерного островка у дворца великого князя Алексея Александровича было совершено покушение на жизнь младшего помощника командира Санкт-Петербургского порта полковника И. В. Котлярова. Выстрелом в спину он был тяжело ранен», – сообщалось в «Петербургском листке» 2 июня 1907 года.

Выстрел в спину. Как начальнику отомстили за увольнение тысячи рабочих | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Иван Васильевич Котляров с семьей жил рядом с Новым Адмиралтейством, которым заведовал. В квартале за дворцом великого князя Алексея Александровича по Английскому проспекту и Мойке тогда тянулись длинные одноэтажные казенные домики офицерских квартир. Котляров жил в угловом строении, выходящем к ведущему в Новое Адмиралтейство разводному мосту. Обыкновенно у его подъезда толпились рабочие и их жены, пришедшие с ходатайствами о своих нуждах.

Вскоре после девяти часов утра полковник, как обычно, вышел из калитки и поспешил через дорогу в Новое Адмиралтейство. Окружненный галдевшими просителями, он попутно отвечал на их обращения. Внезапно раздался выстрел, и раненный в спину Котляров лишь произнес: «Ох, больно». В следующую секунду все увидели молодого человека, бегущего с револьвером в руке в сторону Пряжки.

За беглецом устремились в погоню портовые рабочие, дворники и даже угольщики, разгружавшие топливо с баржи. Засвистел городовой. У Княжеского (ныне Рабочего) переулка террориста порывался схватить «какой-то господин в штатском платье», но не сумел. Удиравший стрелок пытался проскочить сквозь дворы, но уперся в тупик.

«Один момент, и преступник очутился на заборе. В руках у него грозно глядел револьвер. Он был в нерешительности»,  – описывал происходившее газетчик. Здесь, у ворот кондитерской фабрики Жоржа Бормана, толпились рабочие. Преступник наконец спрыгнул с забора, спрятал револьвер и попытался смешаться с толпой, но не тут-то было. Рабочие закричали: «Держи, лови!», и стрелок помчался дальше. Не успел он перебежать улицу, как оказался в цепких объятиях городового Митрофанова, оказавшегося на пути и слышавшего звуки погони.

В участке выяснилось, что террорист  – 19-летний чернорабочий Нового Адмиралтейства крестьянин Егор Мокиев, уволенный накануне и даже не успевший еще получить расчет. Преступник упорно молчал, однако следствие пришло к выводу, что причиной покушения было увольнение тысячи рабочих, оставшихся без средств к существованию. Незадолго до покушения полковник Котляров получал угрожающие анонимки, но не отнесся к ним всерьез.

Безработица в те годы действительно была велика. После поражения в Русско-японской войне престиж морской службы пошатнулся, флот был потерян, а средств для строительства нового в казне было недостаточно. Рабочих, достроивших уже находившиеся на стапелях корабли, массово отправляли за ворота.

Иван Котляров уже дважды избежал подбиравшейся близко смерти. Он был в свите командира Петербургского порта вице-адмирала Константина Павловича Кузьмича 1 мая 1906 года, когда того закололи отточенным напильником в Новом Адмиралтействе, 15 марта 1907 года сопровождал занимавшего тот же пост контр-адмирала Николая Романовича Греве, когда тот чудом избежал гибели от бомбы, брошенной со строящегося корабля.

Полковнику и теперь в каком-то смысле повезло. Ранение оказалось тяжелым, но не смертельным. Вскоре после выздоровления Котляров получил звание генерал-майора, затем ушел в отставку, купил пятиэтажный доходный дом в Петербурге, сдал его в аренду и жил на поступления от этой сделки. С женой Александрой Михайловной он поселился на съемной квартире в «готическом» доме купца Павла Прохорова на 3-й линии Васильевского острова, 26, и стал издавать газету «Вестник медицинской помощи и труда».

Генерал-майору удалось благополучно пережить революцию. В справочнике «Весь Ленинград» за 1923 год упоминается техник Иван Васильевич Котляров, живший на улице Халтурина. Как знать, может, это тот самый генерал-майор? Сын Ивана Котлярова  – Владимир стал художником-пейзажистом, учился во Франции, после 1917 года оказался в эмиграции. Внучка Котлярова Елена в первые годы советской власти училась в школе Карла Мая, стала врачом, пережила блокаду, в годы перестройки перебралась в Германию, где умерла в 93-летнем возрасте.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #выстрел #увольнение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (7002) от 03.09.2021 под заголовком «Месть за увольнение».


Комментарии