Выкуп за царевича. Письмо русских пленных было написано в 1702 году
Перед нами — коллективное письмо русских пленных, отправленное из Швеции Федору Головину, главе Посольского приказа, с просьбой помочь освободиться из неволи. Письмо было написано в начале 1702 года, подписали его шесть человек. Одним из них был Александр Арчилович Имеретинский — царевич из рода Багратионов.
«Яшка Долгорукой, Александр Ивер, Ивашка Трубецкой, покорнейший слуга Адамко Вейде, брат твой слуга Артамошка Головин челом бьет, слуга милости твоей Ивашка Бутурлин премного челом бью»./ФОТО из коллекции Библиотеки Академии наук. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
На него в свое время обратил внимание царь Петр, и тот сделался активным участником его «потешных» игр, а его сестру царевну Дареджан (Дарью) даже прочили в супруги молодому русскому царю. Петр звал друга Александр Грузинец.
Царевича отличала склонность к математическим наукам. Кроме того, его весьма интересовала артиллерия, и он вместе с Петром не раз бывал на московском пушечном дворе. Петр возлагал на него большие надежды. В августе 1697 года Александр Имеретинский был отправлен для изучения артиллерийского дела в Голландию. «Александр Арчилов, — писал Петр в Москву князю Федору Ромодановскому, — поехал в Гаагу бомбардирству учиться…»
Осталась на поле боя. Пушка образца 1902 года хранится в Музее истории Обуховского заводаГлавным наставником царевича в Рыцарской академии в Гааге стал один из знаменитейших инженеров и артиллеристов своего времени — инженер-генерал барон Менно ван Кухорн, возглавлявший в ту пору голландскую артиллерию. Пройдя курс обучения в Гааге, Александр совершенствовал свои знания в Рыцарской академии города Утрехта. Его преподавателем здесь был капитан голландской артиллерии Ян (Иоганн) Гошка — чех, неплохо владевший русским языком.
Еще учась в Голландии, Александр Арчилович начал писать «Артиллерийскую книгу» — учебное пособие по артиллерии на грузинском языке, которое постоянно дополнял. В мае 1700 года он стал первым русским офицером, получившим звание генерал-фельдцейхмейстера, и был назначен главой Пушкарского приказа.
С началом Северной войны он — командующий русской артиллерией. В октябре 1700 года участвовал в штурме Нарвы, и в результате неудачной для русского войска битвы попал в плен. Шведы считали его самым высокопоставленным из аристократических военнопленных. В Стокгольме он пользовался большей свободой, чем другие русские именитые пленники, даже был в хороших отношениях с членами королевского совета и двора.
Россия постоянно предпринимала попытки освободить царевича, однако шведы потребовали за него десять бочонков золота. Для русской казны, обремененной военными расходами, это было весьма тяжело, и царевич, понимая это, сам отверг подобное предложение. Затем начались переговоры о его обмене на несколько десятков шведских военнопленных. Однако Карл XII с завидным упрямством срывал всякие переговоры об обмене или выкупе. Петр I дважды пытался организовать побег царевича из плена, но неудачно. Не помогли обращения к Карлу царя Арчила (отца пленника), самого царевича и даже австрийского императора: король не намерен был отпускать Александра.
Только после поражения под Полтавой шведы стали сговорчивее. Царевича отпустили из плена в 1710 году, даже без уплаты выкупа, однако на пути в Россию в шведском городке Питео он опасно заболел, а в начале февраля 1711 года скончался. Его останки были захоронены в фамильной усыпальнице представителей рода Багратиони в церкви Сретения Господня Донского монастыря в Москве.
Читайте также:
В Российском государственном архиве древних актов хранится письмо царя Алексея Михайловича
Слово на камне: его через многие века донесла до нас необычная коллекция
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 95 (7917) от 29.05.2025 под заголовком «Выкуп за царевича».




Комментарии