Выборгский Цукерхут. О необычном валуне знают немногие

Выборг связан с гранитом самой историей. Неудивительно, что несколько особо примечательных валунов, находящихся вблизи него, получили собственные имена. В «Монрепо» — «Падающий камень», на северном выезде из города — «Казак-камень»: по легенде, во время осады 1710 года на него забрался Петр I, и донской казак заслонил царя от шведской пули… Но есть один «именной камень», о котором, возможно, знают и не все жители Выборга, про туристов и говорить не приходится.

Выборгский Цукерхут. О необычном валуне знают немногие | Скала Цукерхут на литографии Альберта Шпренгеля, середина XIX века./Репродукция. ФОТО автора

Скала Цукерхут на литографии Альберта Шпренгеля, середина XIX века./Репродукция. ФОТО автора

К северо-востоку от выборгского вокзала расположен исторический район, который носит название Папула. Он редко привлекает внимание, хотя там есть интересные архитектурные и исторические памятники. За ним, на противоположном берегу бухты Радуга, возвышается скальный массив, от названия которого, по одной из версий, местность и получила свое имя. Папула переводится с латыни как «выпуклость, возвышенность».

У подножия этого массива, рядом с современной Телевизионной улицей, находится огромный обломок скалы, о котором и пойдет рассказ. Форма его столь характерна, что камень получил среди жителей Выборга прозвище Цукерхут, то есть в переводе с немецкого — «Сахарная голова».

Не исключено, что немецким своим названием скала эта обязана ученикам и учителям располагавшейся поблизости Бемской школы. Она была основана кандидатом богословия выпускником Дерптского университета Карлом Готлибом Бемом в 1853 году и считалась одной из лучших в Выборгской губернии. Преподавание в ней велось на немецком языке.

Именно один из преподавателей Бемской школы, учитель рисования Альберт Шпренгель, запечатлел на литографии среди других видов Выборга и скалу Цукерхут. Вероятно, этот рисунок был сделан вскоре после открытия собственного здания школы, построенного в 1856 году. Таким образом, сделанная автором подпись является самым ранним упоминанием названия камня.

Кто‑то из старшеклассников школы выбил на скале имя Молли — дочери школьного врача Хольциуса. Об этом эпизоде вспоминал известный российский коллекционер и просветитель Петр Иванович Щукин, учившийся в школе Бема в 1860‑х годах и подробно описавший ее в своих мемуарах.

В последующие годы Щукин еще дважды бывал в Выборге и каждый раз проведывал Цукерхут. В его воспоминаниях приводится еще одна любопытная деталь, свидетельствующая, насколько необжитыми были еще в середине XIX века выборгские окраины. Здесь, у самого камня, охотники вырыли землянку, откуда они зимой стреляли волков, которых приманивали, разбрасывая ­вокруг кости и падаль.

Выборгские гранитные массивы изучали многие геологи и геофизики. В первую очередь их интерес вызывали знаменитые скалы парка «Монрепо», но в научных публикациях XIX века упоминается и Цукерхут. Так, в 1859 году камень исследовал и зарисовал директор Горного института академик Григорий Гельмерсен, основоположник русской школы геологической картографии.

Спустя 12 лет «Сахарную голову» осматривал еще один выдающийся геоморфолог, более известный, впрочем, как революционер и общественный деятель. Речь о ­Петре Кропоткине. В 1871 году он совершал большую научную поездку по Финляндии и Швеции. На примере выборгских гранитов Кропоткин, кстати, полемизировал с Гельмерсеном, развивая ледниковую теорию образования валунов.

С 1860‑х годов скальный массив Папула стал одним из  ­излюбленных мест отдыха жителей Выборга. В 1886 году по проекту стокгольмского архитектора Вильгельма Рюдберга здесь был разбит парк, одной из достопримечательностей которого стала «Сахарная голова». В парке в разные годы были сооружены обзорная вышка, откуда открывалась великолепная панорама Выборга, ресторан, стадион, лыжные трамплины и бобслейная трасса.

Ныне только романтические ­руины водонапорной башни напоминают о былом великолепии. Цукерхут на своем месте. Правда, камень частично закрыт невзрачной порослью, так что осматривать его лучше осенью или весной, когда листва не мешает обзору, а скалы не скрыты снегом.

Газетный зал

«Закупочная комиссия Управления по делам искусств при исполкоме Ленгорсовета передает из своих фондов возрождающимся и вновь организуемым музеям страны около 170 картин, рисунков и скульптур русских мастеров.

Рижскому государственному музею латышского и русского искусств передаются 19 произведений, в том числе женский портрет Репина, скульптура Кустодиева, картины Маковского и Петрова-Водкина.

Киевский музей русского искусства получает 25 картин.

16 произведений направлены Башкирскому художественному музею в Уфу. Здесь картины Семирадского, Крамского, Васнецова. 45 работ — Шишкина, Коровина, пейзажиста Васильева — переданы Молдавскому республиканскому художественному музею».

«Ленинградская правда», 12 октября 1945 г.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».


#Выборг #история #камень

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (7256) от 16.09.2022 под заголовком «Выборгский Цукерхут».


Комментарии