Выбор Александра Невского позволил Руси сохранить идентичность, религию, систему власти и права
Святой благоверный князь Александр Невский, небесный покровитель Петербурга, относится к тем героям российской истории, рассказывать о которых можно бесконечно, и все равно будет казаться, что этого мало… Его отделяют от нас почти восемь веков, однако нынешние ученые, публицисты и политики сходятся в том, что действовал он весьма современно, выстраивая диалог со всеми заинтересованными сторонами. Поддерживает эту мысль и наш собеседник — доктор исторических наук Роман ПОЧЕКАЕВ, профессор НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге. Он считает, что в условиях, когда Русь оказалась между, мягко говоря, не очень дружелюбными соседями — Золотой Ордой и Тевтонским орденом вкупе со шведами, Александр Невский избрал единственную правильную линию в отношениях между Востоком и Западом.

«Александр Невский в Орде» — одна из композиций из жития князя Александра Невского, исполненная в 1877 году художником Генрихом Семирадским для храма Христа Спасителя в Москве./ФОТО из коллекции Государственного Русского музея. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
— Роман Юлианович, какие исторические источники позволяют нам судить о деятельности Александра Невского?
— Источники ордынского происхождения до нашего времени не сохранились, по крайней мере — хроники и летописи, а те немногочисленные официальные документы, которые дошли до нас, — во‑первых, более позднего времени, а во‑вторых, по своему жанру просто не предполагают упоминания каких‑либо русских деятелей.
Поэтому все версии и предположения об Александре Невском и его отношениях с Востоком приходится строить в первую очередь на русских летописях и на самом главном сочинении, которое предоставляет историкам информацию о его биографии, — «Житии Александра Невского».
Оно было написано спустя два десятка лет после его смерти, поскольку его почитание как святого началось уже в 1280‑е годы (хотя официальная канонизация произошла только в 1547 году). И если основываться на источниках, которые нам доступны, то можно сказать, что отношение к Александру Ярославичу в разные времена менялось. В том числе и на Востоке — в Монгольской империи и Золотой Орде.
Поначалу монголы воспринимали его просто как одного из многих русских князей «младшего поколения», причем далеко не самого заметного, но с которым, видимо, следовало так или иначе устанавливать отношения. Ситуация изменилась после смерти его отца Ярослава Всеволодовича — первого из князей владимирских, которого ордынцы поименовали великим князем, то есть в их глазах он стал главным представителем русских земель, в том числе в международных отношениях.
До этого, по мнению ряда исследователей, на Руси вообще не было титула «великий князь». Были «старшие князья», правившие в Киеве, потом во Владимире, но они не титуловались официально великими князьями.
Ярослав Всеволодович был князем переяславским, князем новгородским, а после гибели во время монгольского нашествия его брата Юрия, князя владимирского и суздальского, стал «старшим князем» на Руси. Традиционно принято считать, что титул великого князя Ярослав Всеволодович получил в 1243 году после поездки к Батыю, правителю Золотой Орды, который годом ранее вернулся из западного похода.
Визиту Ярослава Всеволодовича предшествовали определенные колебания: в русской элите были сомнения, следует ли вообще вступать в переговоры с теми, кто только что превратил русские княжества в руины. Тем более что монголы, разорив Русь, вернулись обратно в свои степи и после себя не оставили никаких, условно говоря, «оккупационных гарнизонов» и наместников.
— Но они могли вновь предпринять разрушительное нашествие на русские земли…
— Совершенно верно. И русские князья исходили из мысли, что с монголами надо было договариваться. Это был, условно говоря, выбор наименьшего зла.
С подобным уже приходилось сталкиваться прежде. Так, в VIII – IX веках славянским племенам приходилось платить дань правителям Хазарского каганата. Его наместников при этом в славянских землях не было, хазарских гарнизонов — тоже. Точно так же некоторые северо-восточные земли Руси в IX – X веках находились под контролем Волжской Булгарии и были вынуждены платить ей дань…
Ярлык, полученный от хана, часто принято трактовать как назначение на должность. Это не совсем так, поскольку подавляющее количество князей приходили к власти по старинным русским традициям. Их было несколько: либо по обычаю престолонаследия (от старших братьев к младшим), либо по выбору князей на общекняжеском съезде, либо по завещанию предыдущего князя.
Ордынцы в эту систему наследования и организации власти не вмешивались. Их интересовала прежде всего дань — «ордынский выход».
Что же касается Александра Невского, то монгольская властная элита поначалу воспринимала его как одного из князей. После смерти отца в 1246 году он вышел на передний план, но по какой‑то причине великим князем стал его младший брат Андрей.
Но затем произошла коллизия: в 1251 году в Монголии произошел государственный переворот, и семейство Угэдея, сына и наследника Чингисхана, было отстранено от власти в пользу другой ветви потомков Чингисхана — Тулуя, его четвертого сына. Андрей Ярославич, брат Александра Невского, был в союзе с родом Угэдея, и когда новые власти Монгольской империи устроили расправу над потомками Угэдея и его брата Чагатая, это сказалось и на судьбе Андрея Ярославича. К тому же он был женат на дочери князя Даниила Галицкого и вместе с ним, по версии Льва Гумилева, готовился противостоять Востоку в союзе с Западом.
Поэтому ордынский полководец Неврюй совершил рейд на Русь и сверг, по сути, отправив в изгнание, Андрея Ярославича (в историю это событие, произошедшее в 1252 году, вошло под названием «Неврюева рать»). После этого Александр Невский стал великим князем.
— И сохранял этот титул вплоть до самой смерти…
— Да, именно так. Собственно говоря, после 1252 года практически никаких конфликтов с ордынцами у Александра Невского и, соответственно, у возглавляемых им земель северо-восточной Руси не было. Более того, забегая чуть вперед: как утверждает «Житие Александра Невского», он «отмолил» русский народ от участия в вооруженных действиях Орды. Потому что десятина предполагала не только платежи, но и несение определенных повинностей, в том числе участие каждого десятого русского воина в боевых действиях в составе ордынских войск…

Таким изобразил Александра Невского художник Петр Шамшин, автор исторических картин. 1855 г./ФОТО из коллекции Вятского областного художественного музея им. В. М. и А. М. Васнецовых. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
— Можно сказать, что Александр Невский, будучи не только талантливым воином, но и дипломатом, нашел точку соприкосновения в отношениях с условным Востоком. Можно ли было найти такие точки в отношениях с условным Западом?
— Едва ли. В первую очередь потому, что этот условный Запад даже не пытался соблюдать договоренности, которые его же представители сами и подписывали. Александр Ярославич вел переговоры и неоднократно заключал мирные соглашения с представителями Тевтонского ордена — причем и до сражения на Чудском озере в 1242 году, и после него. Он вел переговоры с литовским князем Миндовгом, со шведами, позволял новгородцам торговать с купцами из ганзейских городов и Скандинавии.

Дважды принимал Александр Невский и послов Римского Папы — в 1240-х и 1250-х годах. Они предлагали принять католичество, обещая взамен всемерную поддержку в борьбе с монголами. Александр Ярославич отказался, потому что цену этим обещаниям хорошо знал. Увы, «цивилизованные» европейцы не считали для себя обязательным соблюдение договоров, заключенных со славянскими «варварами». Это была для них нормальная практика, она действовала на протяжении веков.
Именно шведам и тевтонским рыцарям было адресовано известное высказывание Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет, то от меча и погибнет». Да, монголы тоже пришли на Русь с мечом, но с ними можно было договориться, а вот от правителей тогдашнего Запада подобного было ожидать невозможно.
Они, во-первых, не были столь консолидированными, чтобы дать отпор той же самой Монгольской империи, во-вторых, не собирались проводить политику невмешательства в русские дела. Напротив, в их планах было весьма активное вмешательство через насаждение «истинной веры» (католичества). Так вели себя представители Тевтонского ордена в Прибалтике, где они в ходе «балтийских крестовых походов», происходивших в XII — начале XIII века, ассимилировали и крестили в католическую веру местное население либо вообще уничтожали его. Поэтому договариваться с рыцарями было просто не о чем, да они и не пытались о чем-то договариваться.
За владение юго-западной Русью — галицко-волынскими землями — боролись венгры и поляки. Да, они были против монголов, однако пользовались любой возможностью захватить, разделить эти территории, посадить там своих ставленников или даже наместников…
Иногда можно услышать: Александр Невский, мол, не захотел сближаться с «цивилизованным Западом», оставил Русь в руках восточных «варваров» (монголов, ордынцев) и на много веков оторвал Россию от Европы. С этим невозможно согласиться. Поскольку не было никакого «цивилизованного Запада», с которым можно было бы договориться.
Да, сложилась ситуация, когда над Русью нависала большая консолидированная Монгольская империя и ее «региональное представительство» в виде Золотой Орды — мощной, отлаженной военной и государственной машины. При этом она не вмешивалась во внутренние дела Руси — политические, религиозные и духовные. А значит, позволяла ей сохранить идентичность, религию, систему власти и права.
Александр Невский оценил ситуацию, просчитал все возможные последствия и пошел на то, что просто напрашивалось само собой. Его выбор был продиктован теми условиями, которые ему предлагали исторические обстоятельства. Для сохранения русских земель, русского народа, его веры, традиций приемлемый вариант был только один: сближение с Востоком.
Читайте также:
Непостоянство Невы: его не представлял себе Пётр I, задумывая блистательную столицу
Брачный контракт XVIII века: как женитьба на вольной спасла крепостного
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 95 (7917) от 29.05.2025 под заголовком «Выбор Александра Невского».
Комментарии