Всю Францию на себе несу. Как Петр I взял на руки Людовика XV

Скульптор Леопольд Бернштам запечатлел в бронзе момент не только исторический, но и поистине хрестоматийный: встречу Петра I и малолетнего Людовика XV. Памятник открыли в Новом Петергофе в 1902 году неподалеку от Купеческой гавани, которая была очень оживленным местом. Позади видна лестница, которая спускается в сад Бахуса между корпусами Императорской гранильной фабрики.

Всю Францию на себе несу. Как Петр I взял на руки Людовика XV | Памятник Петру I с малолетним королем Людовиком XV на руках (скульптор Леопольд Бернштам, архитектор Александр фон Гоген). Не ранее 1903 г. Автор фото К. К. Булла./(с) Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2022. Е 1582

Памятник Петру I с малолетним королем Людовиком XV на руках (скульптор Леопольд Бернштам, архитектор Александр фон Гоген). Не ранее 1903 г. Автор фото К. К. Булла./(с) Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2022. Е 1582

Сразу после открытия в прессе сообщалось, что трогательная сцена, запечатленная скульптором, действительно имела место в истории. В мае 1717 года Петр I посетил Париж, одной из его целей было выдать впоследствии дочь Елизавету (будущую императрицу) замуж за французского короля Людовика XV. Ему было тогда семь лет, на престол он вступил в пятилетнем возрасте и находился под опекой регента Филиппа Орлеанского. Елизавета была старше Людовика на несколько месяцев.

По пути в Тюильри Петр встретил малолетнего короля и, не­ожиданно отклонившись от требований этикета, в порыве эмоций подхватил мальчика на руки. Как заметил герцог Сен-Симон, «было удивительно видеть, как царь берет короля на руки, поднимает и целует, и король при его малолетстве, притом совершенно к этому не подготовленный, ничуть не испугался».

«Всю Францию на себе несу» — так, по легенде, якобы заметил российский государь. В письме к жене он так описывал этот эпизод: «в прошлый понедельник визитировал меня здешний королища… Дитя зело изрядное образом и станом и по возрасту своему довольно разумен»

Впервые Леопольд Бернштам показал изваяние на Парижской выставке в 1900 году. В журнале «Огонек» отмечалось, что среди прочих работ скульптора эта была поставлена «на самом почетном месте» — у входа в павильон. Именно там ее увидел император Николай II, и по его заказу была выполнена бронзовая отливка для установки в Петергофе. Это был первый памятник Бернштама в столице.

«Бронзовая петергофская группа… отлита во Франции французскими мастерами по рисунку русского скульптора г. Бернштама, и, таким образом, русская твор­ческая идея соединилась с французским исполнением», — сообщалось в «Ниве». Открытие состоялось через месяц после завершения официального визита в Россию президента Франции Эмиля Лубэ.

Изначально основанием для бронзовой скульптуры служил постамент из красного гранита. Он был оформлен точно так же, как и тот, на котором стояла скульптура короля Франциска I — подарок Николаю II от промышленников и торговцев города Гавра. Ее воздвигли несколькими годами ранее в Верхнем саду Петергофа перед главными воротами (памятник не сохранился). Через год для монумента Петру изготовили новое основание, ступенчатое, которое как раз и можно увидеть на фотографии.

Затем, 27 июля 1903 года, к дню Гангутской победы русского флота, памятник открыли повторно. Он благополучно пережил революцию 1917 года, но после наводнения 1924 года сад Бахуса сильно пострадал, а монумент временно «исчез». В начале 1930‑х годов он снова появился на своем месте и окончательно пропал уже во время Великой ­Отечественной войны.

В 2005 году, когда отмечали 300‑летие бывшей царской резиденции, по инициативе директора государственного музея-заповедника «Петергоф» Вадима Знаменова памятник решили восстановить. Его создавали «на средства граждан Петергофа» по проекту скульптора Николая Корлыханова, взявшего за основу подлинную авторскую гипсовую модель из фондов ГМЗ «Петергоф» и старые фотографии.

На этот раз открытие (факти­чески уже третье по счету), состоявшееся в сентябре того же года, приурочили к дню первого письменного упоминания о Петергофе.

Сегодня памятник стоит на том самом ступенчатом постаменте, только сильно пострадавшем от времени. На его верхней части сохранились отметины времен Великой Отечественной войны — следы от снарядов. А вот его расположение изменилось: фоном для него теперь служат восстановленные после войны корпуса бывшей гранильной фабрики.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#Петр I #история #скульптура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (7216) от 22.07.2022 под заголовком «Король на руках у царя».


Комментарии