Всю Францию на себе несу. Как Петр I взял на руки Людовика XV

Скульптор Леопольд Бернштам запечатлел в бронзе момент не только исторический, но и поистине хрестоматийный: встречу Петра I и малолетнего Людовика XV. Памятник открыли в Новом Петергофе в 1902 году неподалеку от Купеческой гавани, которая была очень оживленным местом. Позади видна лестница, которая спускается в сад Бахуса между корпусами Императорской гранильной фабрики.

Всю Францию на себе несу. Как Петр I взял на руки Людовика XV | Памятник Петру I с малолетним королем Людовиком XV на руках (скульптор Леопольд Бернштам, архитектор Александр фон Гоген). Не ранее 1903 г. Автор фото К. К. Булла./(с) Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2022. Е 1582

Памятник Петру I с малолетним королем Людовиком XV на руках (скульптор Леопольд Бернштам, архитектор Александр фон Гоген). Не ранее 1903 г. Автор фото К. К. Булла./(с) Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2022. Е 1582

Сразу после открытия в прессе сообщалось, что трогательная сцена, запечатленная скульптором, действительно имела место в истории. В мае 1717 года Петр I посетил Париж, одной из его целей было выдать впоследствии дочь Елизавету (будущую императрицу) замуж за французского короля Людовика XV. Ему было тогда семь лет, на престол он вступил в пятилетнем возрасте и находился под опекой регента Филиппа Орлеанского. Елизавета была старше Людовика на несколько месяцев.

По пути в Тюильри Петр встретил малолетнего короля и, не­ожиданно отклонившись от требований этикета, в порыве эмоций подхватил мальчика на руки. Как заметил герцог Сен-Симон, «было удивительно видеть, как царь берет короля на руки, поднимает и целует, и король при его малолетстве, притом совершенно к этому не подготовленный, ничуть не испугался».

«Всю Францию на себе несу» — так, по легенде, якобы заметил российский государь. В письме к жене он так описывал этот эпизод: «в прошлый понедельник визитировал меня здешний королища… Дитя зело изрядное образом и станом и по возрасту своему довольно разумен»

Впервые Леопольд Бернштам показал изваяние на Парижской выставке в 1900 году. В журнале «Огонек» отмечалось, что среди прочих работ скульптора эта была поставлена «на самом почетном месте» — у входа в павильон. Именно там ее увидел император Николай II, и по его заказу была выполнена бронзовая отливка для установки в Петергофе. Это был первый памятник Бернштама в столице.

«Бронзовая петергофская группа… отлита во Франции французскими мастерами по рисунку русского скульптора г. Бернштама, и, таким образом, русская твор­ческая идея соединилась с французским исполнением», — сообщалось в «Ниве». Открытие состоялось через месяц после завершения официального визита в Россию президента Франции Эмиля Лубэ.

Изначально основанием для бронзовой скульптуры служил постамент из красного гранита. Он был оформлен точно так же, как и тот, на котором стояла скульптура короля Франциска I — подарок Николаю II от промышленников и торговцев города Гавра. Ее воздвигли несколькими годами ранее в Верхнем саду Петергофа перед главными воротами (памятник не сохранился). Через год для монумента Петру изготовили новое основание, ступенчатое, которое как раз и можно увидеть на фотографии.

Затем, 27 июля 1903 года, к дню Гангутской победы русского флота, памятник открыли повторно. Он благополучно пережил революцию 1917 года, но после наводнения 1924 года сад Бахуса сильно пострадал, а монумент временно «исчез». В начале 1930‑х годов он снова появился на своем месте и окончательно пропал уже во время Великой ­Отечественной войны.

В 2005 году, когда отмечали 300‑летие бывшей царской резиденции, по инициативе директора государственного музея-заповедника «Петергоф» Вадима Знаменова памятник решили восстановить. Его создавали «на средства граждан Петергофа» по проекту скульптора Николая Корлыханова, взявшего за основу подлинную авторскую гипсовую модель из фондов ГМЗ «Петергоф» и старые фотографии.

На этот раз открытие (факти­чески уже третье по счету), состоявшееся в сентябре того же года, приурочили к дню первого письменного упоминания о Петергофе.

Сегодня памятник стоит на том самом ступенчатом постаменте, только сильно пострадавшем от времени. На его верхней части сохранились отметины времен Великой Отечественной войны — следы от снарядов. А вот его расположение изменилось: фоном для него теперь служат восстановленные после войны корпуса бывшей гранильной фабрики.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#Петр I #история #скульптура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (7216) от 22.07.2022 под заголовком «Король на руках у царя».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».