«Всесословный маскарад». Как отмечали новогодние праздники в старом Петербурге

Новогодние и рождественские праздники в старом Петербурге были по-настоящему всеобщими, и отмечали их представители всех сословий — только, конечно, каждое по-своему. Великосветское общество — балами и маскарадами, горожане попроще — народными гуляньями с качелями и каруселями, катанием с ледяных гор…

«Всесословный маскарад». Как отмечали новогодние праздники в старом Петербурге | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Долгое время петербургской традицией был «всесословный маскарад» в Зимнем дворце 1 января, на который могли попасть купцы и даже представители крестьянского сословия. При дворе такие празднества снисходительно именовали «балами с мужиками».

Мемуарист Владимир Соллогуб, описывая эпоху Александра I, вспоминал: «К определенному часу весь дворец освещался, все двери отпирались. Милости просим кому угодно! Первого вошедшего гостя и последнего вышедшего записывали на память. Другого церемониала не было. Посетителей всех видов и сословий собиралось более 30 тысяч. О полиции и помина не было. Праздник был вообще трогательный, торжественный, семейный, полный глубокого смысла».

Последний «бал с мужиками» состоялся на новый, 1848-й, год. Затем времена изменились: череда европейских революций насторожила власть, и от греха подальше простую публику в царский дворец пускать перестали...

Заметим, что в старом Петербурге праздновали сначала православное  Рождество  —  в  ночь  с  24  на ­25 декабря (по старому календарю), а уже затем Новый год, который завершал, а не открывал череду торжеств, как нынче. В остальном все было почти так же, как и сейчас: предпраздничная кутерьма в магазинах, базары, ярмарки и распродажи, манящие огни ресторанов и увеселительных заведений.

Уже в начале декабря реклама начинала приобретать особый характер. Магазины наперебой предлагали всевозможные «практичные подарки» — от дамских шляп, фотопринадлежностей, бриллиантовых, золотых и серебряных украшений до самых разных сортов шампанского.

Как писали газеты, в эти дни «весь залежавшийся товар, не имеющий сбыта в другое время, разбирается более чем бойко и за настоящую стоимость». В ломбардах распродавали просроченные вещи. Особенно близость праздников чувствовалась в почтовых учреждениях, где выстраивались громадные очереди для отправки почтовых переводов и приема посылок.

Предпраздничные закупки провизии считались делом исключительно ответственным. «Кухарок уже не видно. Явились исключительно хозяева или хозяйки», — говорилось в «Петербургской газете».

Устроители танцевальных и костюмированных вечеров арендовали на праздники большинство столичных кухмистерских. Широкого размаха достигала рождественская благотворительность. Проводились праздники в пользу малоимущих жителей столицы, в которых принимали участие представители высшего общества. Популярны были и детские елки.

Традиционным местом большой рождественской ярмарки, посещавшейся представителями высших слоев общества, вплоть до императорского двора, был Таврический дворец. Ежегодный праздничный базар устраивало Общество для пособия учащимся в начальных городских училищах в залах Городской думы.

Для публики попроще развлечения устраивало городское попечительство о народной трезвости — на Петровском острове и на Семеновском плацу. На Петровском строили ледяной дворец, проходили скачки на крестьянских лошадях, а на открытой сцене давали представления клоуны.

Еще одной петербургской традицией было ежегодное проведение бала-маскарада в зале Дворянского собрания. Во второй половине XIX столетия большую популярность приобрели публичные балы в пользу нуждающихся...

Столичные газеты в ­­начале ХХ века практически под каждый Новый год печатали «анкеты», в которых известные горожане выступали с праздничными тостами. Все были едины: «Здоровья, счастья, мира! Успокоения исстрадавшейся матери-родине!». Политические деятели добавляли свои пожелания: «Прогресса! Реформ! Законов!».

«Богатство — вот основа благополучия каждого города, и я от души желаю родному городу разбогатеть, чтобы по мере возможности было улучшено его благо- устройство», — заявил городской голова Петербурга граф Иван Иванович Толстой, поднимая тост в канун 1914 года...

Эпохи исторических катаклизмов внесли свои коррективы в атрибуты праздника. Когда началась Первая мировая война, Святейший синод попытался запретить елку за ее якобы «германское происхождение». Из этой затеи ничего не вышло, даже солдаты на позициях ставили на Рождество маленькие елочки.

После революции с елкой начали бороться как с «буржуазным предрассудком», хотя даже вождь мировой революции не чурался этого праздника, о чем можно прочитать в знаменитом когда-то детском рассказе о елке в Сокольниках...

Первые десять лет после революции в нашей стране действовал календарь, где в числе праздничных, выходных дней были и новые государственные, и прежние церковные праздники. Нерабочими днями были и день пролетарской революции, и Рождество.

Осенью 1929 года Совнарком распорядился: «в день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха)» работа должна производиться на общих основаниях. И только в ­декабре 1947 года Президиум Верховного Совета СССР постановил: «день­ 1 января — новогодний праздник — считать нерабочим днем».

Как известно, елку как главный атрибут торжества власти вернули в 1935 году. Только на ее маковке красовалась теперь не рождественская вифлеемская звезда, как ­прежде, а кремлевская. И новые елочные украшения отличались от тех, что были прежде. Среди них были приметы нового времени — дирижабли и фигурки пионеров...

Вообще елочные украшения становились своего рода маркером перемен в стране. Стоило только Никите Хрущеву объявить курс на внедрение кукурузы, как стали пользоваться популярностью новогодние игрушки в виде кукурузных початков. Началось освоение космоса — на елках появились спутники и ракеты.

Традиция празднования Нового года в том виде, как мы ее знаем сейчас, сложилась в целом примерно полвека назад. Именно тогда возникла целая индустрия праздничных подарков: игрушки, красочные коробки для конфет, открытки, календари, сувенирные бутылки для вин... И, конечно, салат оливье и торт «Наполеон» — непременные новогодние атрибуты многих ленинградских семей. Они остаются таковыми и сегодня.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #Новый год

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 246 (7083) от 30.12.2021 под заголовком «Бал с мужиками и без».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».